Сегодня в регионах в хорошем состоянии содержатся единичные усадьбы. На поддержание десятков памятников не хватает денег. "Составьте перечень всех усадеб с указанием, в чьей собственности они находятся и в каком они состоянии", - обратился к своим коллегам губернатор Рязанской области Олег Ковалев. Предпринимателям, которые возьмутся за восстановление и содержание исторических и культурных памятников, глава региона пообещал максимальные преференции и налоговые льготы.
"Это действительно, как минимум, не по-хозяйски, когда усадьба, имеющая историческую, просветительскую, культурную ценность, разрушена или в плачевном состоянии. К сожалению, мы без уважения относимся к своему прошлому, к достижениям предков. И я в целом поддерживаю идею о передаче таких памятников в регионах инвесторам, которые будут создавать инфраструктуру, объекты для привлечения туристов. Тем самым мы будем развивать и экономику, и культуру", - выразил мнение в беседе с "РГ" руководитель Ростуризма Олег Сафонов.
Усадьба - это не просто комплекс жилых, хозяйственных или парковых построек, а особое явление в русской истории, культуре и архитектуре, отмечают эксперты. До революции в некоторых регионах, особенно в Центральной России, были сотни усадеб. После 1917 года многие были разрушены, а уникальные картины, музыкальные инструменты, принадлежавшие российским дворянским семьям, проданы за границу. "С 1918 по 1923 годы из наших усадеб было вывезено колоссальное количество предметов искусства и быта, которые до сих пор продаются за огромные деньги. Совсем недавно на крупнейшем международном аукционе по продаже антиквариата "Sotheby's" за несколько миллионов фунтов стерлингов был продан автограф партитуры Второй симфонии Рахманинова. Буквально в ноябре прошлого года на "Sotheby's" и на "Christie’s" было выставлено колоссальное количество русских ценностей. Смею вас уверить, что минимум 70 процентов этих экспонатов из русских усадеб", - рассказал "РГ" директор Музея-усадьбы С.В. Рахманинова в Тамбовской области Александр Ермаков. По его словам, немалое количество картин и скульптур, представленных ныне в Третьяковской галерее и Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, также было вывезено из провинциальных усадеб.
Бывали и совсем печальные истории. Рассказывают, что в той же Рязанской области после революции из усадьбы вывалили в овраг большую французскую библиотеку. Один сельский учитель взял себе два десятка книг Вольтера, Руссо, Дидро в прижизненных изданиях. Как знать, какие еще сокровища остались в яме и тлели многие годы.
Примечательно, что за границей к подобным российским памятникам относятся с большим интересом. В США больше века плодотворно работает общество по изучению русской усадьбы. В 2008 году вышла монография Присциллы Рузвельт, внучатой племянницы бывшего президента США Франклина Рузвельта, также посвященная русской усадьбе. В наши исторические имения едут туристы со всего мира. В усадьбах, связанных с мировыми именами, например, в "Ясной Поляне" - доме-музее Льва Толстого можно практически в любой день встретить группы китайцев, японцев. Российская усадебная культура притягательна, феноменальна. Помимо образовательной составляющей, развивающей кругозор и воспитывающей вкус, это то, что может дать серьезный стимул для привлечения туристов, а значит, и для развития территорий, полагают эксперты.
"Идея о передаче усадеб предпринимателям сама по себе прекрасна. И, если не ошибаюсь, подобные инициативы уже были. Но у нас многое зависит от нюансов, - рассказала "РГ" исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. - Надо понять, на каких условиях предпринимателям будут передавать эти усадьбы, ведь есть государство, есть наследники. Это будет сдача в аренду или что-то иное? И надо понимать, что усадьба - это исторический и культурный объект, где многое под запретом. Если за счет бизнеса пытаются решить вопросы сохранения памятников, то надо пойти на уступки бизнесу. Во-первых, полностью освободить от налога на прибыль. Во-вторых, снять лишние ограничения для туристов. В-третьих, помочь с рекламой. Тогда эта идея заработает".
В Великобритании есть практика, когда земли и замки, принадлежавшие ранее титулованным и богатым семьям, наследники, будучи не в состоянии их содержать, продают Национальному фонду. Однако при этом современным аристократам позволяется занимать какую-то часть дома. Таким образом, они сохраняют частичное право на наследство, но избавляются от бремени содержания большого старинного поместья. При этом есть уверенность, что фамильный замок будет достойно поддерживаться за счет коммерческого использования - экскурсий, посещения чайных церемоний туристами.
Обозреватель "РГ" была свидетелем того, как в Венгрии перед празднованием Нового года туристам продавали за 100 евро на персону билет на посещение концерта классической музыки и праздничного фуршета в шикарном замке, принадлежавшем известному графскому роду Фештетичей.