Так сложилось, что остров Ганса находится ровно на границе между Канадой и Гренландией, принадлежащей Датскому королевству. Обе страны так и не смогли договориться о том, кто же заберет себе весь остров, так что притязания на его территорию продолжаются и по сей день. Но как интеллигентно эта «борьба» происходит!
Речь идет о крохотном острове под названием остров Ганса (Hans Island, Hans oe, Ile Hans) площадью всего в 1,3 квадратных километров — по сути, это просто кусок камня, на котором никто не живет и ничего не растет. Но принцип есть принцип — даже кусок камня просто так отдавать другому государству как-то нехочется.
Сначала остров был, как и полагается, ничей. Местные жители — инуиты — всегда о нем знали, но особого значения ему не придавали — кусок камня, да и только, что о нем говорить. В 1920-х годах датская экспедиция тщательно обследовала окрестности и в 1933 году вместе со всей Гренландией присоединила его к своему королевству. Логика была такая: остров принадлежит Гренландии, а Гренландия теперь принадлежит Дании, значит и остров тоже наш — решили в датском парламенте.
Остров Ганса находится между территорией Гренландии и Канады.
50 лет спустя Дания и Канада начали переговоры о морской границе между государствами. Чтобы договор был честным, деление поручили сделать компьютеру — выяснить, где проходит середина между территориями и проложить границу точно по центру. Компьютер проложил границу ровно через центр острова Ганса.
Остров Ганса среди льдов.
Соглашение между Данией и Канадой включало линию, разбитую на 127 отрезков. Отрезок между 122-й и 123-й точкой в соглашении опускается — именно здесь находится остров Ганса, и только по этому единственному кусочку договориться странам не удалось.
Компьютерная граница между территориями пролегла ровно через остров Ганса.
Не подозревая о прения между политиками, канадская нефтяная компания тем временем послала на остров свою исследовательскую команду изучать состав льда. Узнав об этом, обе страны всполошились: а ну как команда найдет там месторождение нефти? Или еще что-нибудь ценное? Как тогда быть с пробелом в соглашении? Страны снова созвали совет и договорились не проводить на острове никаких исследований — дабы не было соблазна и повода поругаться.
«А ну как какая-нибудь другая страна решит приехать на наш драгоценный остров и начать там исследования?» — подумали в Дании в 1984 году, и направили на остров военное судно вместе со специальной «посылочкой»: военные установили на острове флагшток, повесили датский флаг, оставив под ним бутылочку датского шнапса и записку «Добро пожаловать на датский остров!»
Как только канадская команда заметила такой коварный шаг со стороны датских соседей, они отправили на остров собственную «посылку» — сменили датский флаг канадским, а на земле оставили бутылку фирменного канадского виски «Canadian Club.»
Датская команда на острове Ганса.
Эта интеллигентная война длится уже 34 года, и все это время то одна, то другая страна присылает свою команду, которая распивает спиртное «противника,» объявляет территорию своей и сменяет чужой флаг на свой. И при этом, зная, что вторая сторона несомненно точно так же рано или поздно прибудет на остров, она оставляет им свое фирменное спиртное: датчане — шнапс, а канадцы — виски.
Датский и канадский десанты на острове.