Провокация!
Игорь Станкевич — выпускник Рижского мореходного училища 1967 года. Когда был курсантом, постигал не только навигацию, лоцию, астрономию, морское дело, но и секреты КВН — входил в состав команды РМУ. Он был среди лидеров первой юмористической олимпиады газеты «Советская молодежь». Сегодня Игорь Иосифович с улыбкой вспоминает работу на теплоходе Латвийского морского пароходства «Ирбитлес» в середине 70–х годов.
Тогда я работал вторым штурманом. Стояли мы в Манчестере. Собрались судовые командиры в кают–компании на совещание. Все при параде: в погонах, в белых рубашках. Выступали капитан, старпом. Первый помощник проанализировал поведение комсостава и в советских портах, и за рубежом.
Все вроде обговорили, пора расходиться. А первый помощник вдруг обращается ко мне:
— Игорь Иосифович! Вам — вопрос!
— Какой такой вопрос, Борис Пантелеевич?
— Вам пора бы в партию вступить. Не собираетесь?
Я отвечаю на вопрос вопросом:
— В какую партию?
Этим ответом вопрос был снят с повестки дня и больше не поднимался.
Это одна история. А вот вторая.
Примерно через месяц руководство собирает теперь уже весь экипаж. Первый помощник почти в панике, напряжен очень. Объявляет морякам:
— Пароходство дает нам рейс на Португалию!
В те времена с этой страной у Советского Союза на протяжении долгих лет не было дипломатических отношений. 36 лет там правил диктатор Антониу де Салазар, и режим его считался фашистским, страна была очень бедной. В конце шестидесятых годов после инсульта Салазара отстранили от власти. На смену ему пришел Марселу Каэтану. Но в государственном устройстве ничего не поменялось. И только в 1974 году с Португалии произошла так называемая «революция гвоздик». Как раз после этого мы и направлялись в Лиссабон.
Вот первый помощник и предупреждает:
— Несмотря на смену режима, еще много людей, пропитанных идеологией фашизма, с ненавистью относятся к советским людям. Всех призываю быть бдительными, каждый моряк должен помнить: возможны провокации! Будьте внимательны! Не поддавайтесь на них! — и первый помощник поднял кверху указательный палец. — Ситуация тревожная. Провокации могут подстерегать повсюду!
Ошвартовались мы. Стоим. Все спокойно. Вахтенный у трапа матрос отошел ненадолго от трапа.
И тут такси подъезжает. Из него — несколько проституток. И бегом на судно. Заскочили в надстройку — и по каютам. Но моряки в увольнении в городе, двери на запоре.
Только доктор судовой, Андрей Петрович, очки на носу, лежит на диване с книгой. Врач в возрасте уже, мужчина солидный. Одна из проституток его и обнаружила. Заскочила в каюту и предлагает свои услуги. А доктор по–португальски ни бум–бум! Не понимает — ничего не поделаешь!
Тогда жрица любви стала конкретнее — заприставала физически.
Конечно, Андрей Петрович не стерпел такой наглости, схватил трубку телефона, набрал номер первого помощника и кричит в трубку:
— Борис Пантелеевич! Провокация!..
Бдительным оказался судовой врач нашего теплохода. Молодец!
Имена и отчества судового врача и первого помощника изменены.
Владимир НОВИКОВ.