Колебания уровня воды во время зимней ловли
Каждый год одно и то же. Осень и зима словно обмениваются любезностями. Только, казалось бы, встал надежный ледяной покров, откуда ни возьмись приходит потепление, и весь лед вместе с надеждами и планами на зимний сезон тает.
В последние годы подобная погодная катавасия нередко продолжается всю зиму. Поначалу это сильно меня раздражало, а потом — ничего, привык. И теперь когда бы ни встал лед, стараюсь планировать рыбалку согласно календарю. Если перволедье случилось в декабре, то больше уделяю внимания активному поиску рыбы на обширных мелководьях. Если на лед удается выйти только в январе, тогда основой рыболовной стратегии является планомерный и последовательный облов известных мне перспективных точек: затопленных коряг, подводных возвышенностей и т. д. Ну а февраль–март — это почти всегда ловля стайной «белой» рыбы в глубоких старицах. Однако иногда планы приходится существенно корректировать. И причина тому — колебания уровня воды.
Прикладная гидрология
Повышение уровня воды — хорошо это или плохо? Казалось бы, хорошо: увеличивается жизненное пространство для рыбы, а приток дополнительного кислорода в реке должен способствовать пищевой активности подводных обитателей. Но не все так просто. Любое половодье, особенно если оно затягивается до второй половины зимы, приводит к серьезным изменениям в поведении рыбы. На залитых водой мелководьях при недостатке освещения подо льдом начинается массовое гниение травы. Через некоторое время концентрация вредных веществ в воде достигает критического уровня, и рыба уходит со своих привычных мест зимовки. Она сбивается в огромные стаи и мигрирует в поисках лучших условий. Чаще всего рыба находит временный приют в устьях малых притоков большой реки, где и вода чище, и течение слабее. В иные зимы в подобных местах можно попасть на настоящий парад крупной «белой» рыбы — от густеры, синца и плотвы до полновесных речных лещей и язей.
Первый опыт
Когда я оказался на подобной рыбалке в первый раз, услышал от более опытных коллег, что с безнасадочной мормышкой здесь делать нечего. И в самом деле — пока я пытался понять, как нужно ловить в таких условиях, мои соседи что–то вытаскивали: кто густерку, кто плотвичку. Но рыба у всех была небольшая, максимум 150 г. Чаще всего соблазнялась она крупной мормышкой с подсадкой на крючок опарыша или кусочка червяка. Игра приманкой была незамысловатая.
Мормышка отпускалась по течению, а потом с небольшими подергиваниями подтягивалась обратно к лунке. Я же перепробовал разные техники подачи приманки. И пытался стучать мормышкой по дну, и проводил ее короткими рывками, как маленький балансир. Все тщетно. Мне постоянно казалось, что я плохо контровал снасть и рыба мормышку просто не замечала. Я сменил уже десяток лунок. Пробовал рыбачить даже в тех, где на мормышку с наживкой рыба клевала исправно.
Устав от бессмысленных попыток раскачать рыбу, сместился к затону, по периметру которого изо льда торчала поросль ивы. Течение здесь отсутствовало, а глубина была около метра. Пройдя несколько лунок, понял, что рельеф дна этого затона ничего примечательного не представляет, и решил попробовать ловить ближе к кустам. Буквально через несколько проводок увидел четкую поклевку, и первая густера (раза в два больше тех, что попадались на течении) отправляется в ящик. Атаковала она золотистую «лесотку» с красным брюшком. Еще несколько проводок — и клюет плотва такого же размера. Вот это номер!
До вечера я пробурил еще три лунки, из которых в общей сложности было поймано около 5 кг отборной рыбы. Коллеги, увидев возню на льду, поспешили меня обурить, но в этот день я обыграл их всухую. Их попытки оказались безуспешными. Обитающая в этом затоне рыба игнорировала мормышку с наживкой. С той поры прошло уже много лет, однако всякий раз, когда уровень воды в реке всю зиму держится высоким, я спешу порыбачить с безнасадочной мормышкой на мелководных поливах, расположенных недалеко от устья малых рек.
Вода: живая и мёртвая
Постепенно, когда набралось много фактов, я начал размышлять над таким странным поведением рыбы. И пришел к выводу, что все дело в разности температуры воды в русле реки и мелководных затонах. Вода на русле заметно холоднее, да и более мутная. Вот рыба ее и сторонится. Особенно чувствительными оказались густера и лещ. Они очень хорошо чувствуют быстрое замещение теплой русловой воды на холодную талую, при малейшем усилении течения мгновенно уходят в мелководные заливы и держатся там вплоть до весны. Причем если плотва и язь жмутся под самый берег (с глубиной до 0,3 м), то густера и лещ предпочитают наиболее глубокие участки. После продолжительных оттепелей, когда в придонной зоне этих заливов скапливается тяжелая холодная вода, рыба поднимается ото дна и стоит чуть выше границы температурного расслоения. При этом она активно кормится. Вероятно, здесь скапливаются ожившие к весне кормовые организмы, для которых «мертвая» вода с нулевой температурой не лучшая среда обитания.
Страсти и снасти
Снасть для ловли «белой» рыбы в мелководных заливах ничем не отличается от обычной мормышечной снасти. Разве что кивок на удочки ставлю более длинный. Вызвано это тем, что при поклевке густера или подлещик сначала резко толкают приманку и только потом пригибают или поднимают кивок. Порой их прикосновения настолько нежные, что с обычным «окуневым» кивком поклевку можно и не заметить. Еще одна причина — это презентация приманки. Для «белой» рыбы, особенно ближе к весне, лучше всего подходит неторопливая игра мормышкой с медленным ее подъемом. И тут длинный кивок просто незаменим. Если рыба малоактивна, то я выбираю леску диаметром 0,9–0,11 мм. В те дни, когда рыба активна или когда вперемежку с синцом и густерой атакует подлещик, ношу с собой удочку, оснащенную более массивной мормышкой и леской толщиной 0,12 мм. Как показывает практика, в подобные моменты увеличение размера приманки на частоту поклевок практически не влияет.
В период, когда в лунки поступает талая вода, наиболее эффективными оказываются мормышки нестандартной окраски или формы тела. Например, по последнему льду меня часто выручали оранжевые, розовые или золотистые «лесотки» с горизонтальными черными полосами либо мохнатые зелено–красные мормышки.
Снаряжение диктует стиль
На такой активной рыбалке, как ловля стайной «белой» рыбы, без надежного сиденья обойтись сложно. Постоянные переходы и приседания над лункой за несколько часов «убивают» не только ноги, но и спину. Многие рыболовы предпочитают пользоваться модными сегодня рюкзаками со встроенными складными стульчиками. В свое время я тоже переболел подобной «болезнью», но вернулся к ящикам. Каким бы водонепроницаемым ни был рюкзак, ткань его все равно промокает снаружи, на нее постоянно налипает снег, и чтобы не таскать с собой лишние килограммы, его приходится постоянно счищать. Современные пластиковые ящики таких недостатков лишены. Кроме того, они намного легче рюкзаков, а их вместительность позволяет положить все необходимое для рыбалки.
Вот уже много лет, и не только зимой, я пользуюсь так называемым спортивным ящиком. Надежный в эксплуатации, а главное, очень легкий (всего 1,6 кг), мой ящик укомплектован двумя быстросъемными боковыми карманами, в которых удобно хранить готовые к бою удильники, черпак и т. д. На внутренней стороне крышки есть два отсека с прозрачными закрывающимися крышками для удобного хранения рабочей «мелочевки». И, конечно же, отверстие на передней стенке ящика, которое может быть по желанию закрыто специальной заглушкой. Не вставая с сиденья можно просто поместить пойманную рыбу прямо в закрепленный внутри ящика пакет.
Алексей ЛИСИЦА,
зав. клубом «Школа рыбалки»,
специально для «Сегодня НЕДЕЛЯ»
* * *
Тактика и техника ловли на талой воде от А. Лисицы
При охоте за «пришлыми» прикормка не нужна. Намного эффективней искать точки выхода рыбы и уровень, на котором она предпочитает питаться. Тут, как при ловле окуня по перволедью, успех прямо пропорционален количеству просверленных лунок. Чтобы скорее понять, в каком горизонте сейчас кормится рыба, каждую лунку проверяю на различных горизонтах. Пришлая рыба находится в постоянном движении, и нащупать ее косяк — это полдела. Нужно его еще грамотно «пасти«: определить, куда перемещается стая, и следовать за ней. Если направление движения рыбы угадать не удалось, стоит начать сначала — сверлить пробные лунки и тщательно их облавливать по вертикали. Так что ловля пелагической «белой» рыбы — занятие трудоемкое.
Иногда, особенно по самому последнему льду, очень выручает проводка мормышки сверху вниз. В этом случае нужно делать частые, через каждые 30–50 см, остановки, во время которых обычно и происходит поклевка. При такой презентации приманки лучше других работают «чертики» с вытянутой формой тела. На небольших (до 2 м) глубинах проводку начинаю от самого льда, на глубинах 3–5 м — с расстояния 1,5–2 м. Оснащение крючков приманки — личное дело каждого. По–моему, каких–то особых преимуществ бусинки или диски не дают, а успех ловли зависит от правильно подобранной частоты колебания приманки.