Нефть никогда больше не будет стоить сто долларов... Потому что она будет стоить двести долларов. Скандальный прогноз озвучил не какой-то очередной «инсайдер», гадающий на кофейной гуще, а генеральный секретарь ОПЕК Абдалла Салем Аль-Бадри.
Не $100, так $200 Аль-Бадри считает, что и двести за баррель не предел.
«Если инвестиций в нефть и газ не будет, баррель подорожает до $200 и более», — предполагает он.
Рухнувшие котировки лишают индустрию инвестиций, а нехватка финансирования закончится дефицитом мощностей. Глава ОПЕК говорит, что уже сегодня ежедневное перепроизводство нефти достигает полутора миллионов баррелей, а экспортеры вот-вот захлебнутся в лишнем сырье.
Информационная война
В Саудовской Аравии такие заявления опять оставили без внимания. Информационная война вышла на новый виток. Король Салман ибн Абдул Азиз Аль Сауд едва успел взойти на трон, тут же заверил рынок: снижать производство страна не будет. После этого баррель ушел в минус, хотя заявления Аль-Бадри его поддержали.
Нефть дорожала в ходе торгов в пятницу, так как сообщение о смерти короля Саудовской Аравии привело к возобновлению дискуссии о возможном изменении политики картеля.
«Смерть короля Абдаллы может повысить неопределенность и увеличить волатильность нефтяных цен в ближайшее время. Я бы не ожидал изменения политики в краткосрочной перспективе, но король скончался в трудное для Саудовской Аравии время», — отметил аналитик Sanford C. Bernstein & Co. Нил Беверидж.
Ранее принц Аль-Валид ибн Талал Аль Сауд говорил о тех самых «недостижимых» ста долларах за баррель. И о том, что сокращение добычи на миллион или даже два миллиона баррелей в день будет компенсировано другими поставщиками, поэтому лишено смысла.
«Если спрос пойдет вверх, а часть предложения будет изъята с рынка, нефть начнет дорожать. Но я уверен, что мы никогда больше не увидим баррель по $100», — сказал принц.
Сражение за рынок АТР
Ну как здесь не удариться в теории заговора? Как открытый рынок, так и генсека-ливийца во все тайны не посвящают.
А риторика саудитов, даже намек на «компенсацию» сокращения добычи некими «сторонними поставщиками», отлично вписывается в концепцию борьбы с американскими сланцевиками за Азиатско-Тихоокеанский регион.
Количество нефтяных и газовых установок в США упало до минимума почти за четыре года. Об этом сообщила нефтесервисная компания Baker Hughes, которая сама была вынуждена запустить масштабную программу по сокращению персонала. Хуже всего именно нефтяникам. У них за неделю закрылось 49 установок.
Запасы нефти в США в декабре увеличились на 7,4% до 383,5 млн баррелей, что является максимумом для этого месяца с 1930 г., передал Американский институт нефти (API). Но сражаются саудиты не только с американцами. Китайские таможенные данные показывают, что китайский импорт нефти из крупных стран ОПЕК упал, в то время как покупка Китаем нефти из России выросла на 36% в 2014 г. В частности, Китай снизил покупку нефти из Саудовской Аравии на 8%, из Венесуэлы — на 11%.
Новые данные показывают, что доля Саудовской Аравии на нефтерынке Китая сократилась по сравнению с прошлым годом с 19% до 16%, а доля России выросла с 9% до 11%. Рост китайского импорта российской нефти будет продолжаться. Поток российской нефти в Китай вырастет с 30 млн тонн в 2014 г. и и превзойдет 50 млн тонн в год к 2020 г. (это уровень поставок Саудовской Аравии в 2014 г.), прогнозирует Сухант Гупта из энергетической консалтинговой компании Wood Mackenzie.