Россия намерена предложить создать общую орбитальную станцию партнерам по БРИКС: Китаю и Индии. В свете противостояния с США и ЕС этот проект не выглядит особенно фантастичным. Однако эксперты полагают, что причины сближения России с Китаем и Индией в космической сфере пока только политические, технологически этим странам предложить нам нечего.
Планы
На саммите стран БРИКС в Уфе, который пройдет в этом году, Россия может предложить Китаю и Индии проект создания общей пилотируемой орбитальной станции.
«Проработать возможности международного пилотируемого проекта со странами БРИКС в рамках общей стратегии заключения технологических альянсов было бы целесообразно. Можно начать эту работу сейчас и внести тему в повестку делового совета БРИКС в Уфе», – говорится в рекомендациях экспертного совета при Военно-промышленной комиссии России, передает ТАСС.
В первую очередь, полагают эксперты, такое предложение следует адресовать Индии и Китаю, которые активно развивают пилотируемую космонавтику.
Эксперты в области космонавтики выбрали перспективными направлениями для дальнейших исследований модульные ракеты, использующие в качестве топлива метан, а также предложили создание авиационно-космического самолета, на базе которого в перспективе может быть создан истребитель или бомбардировщик шестого поколения.
В свою очередь главный ученый секретарь Роскосмоса Александр Милованов на проходящих сейчас «Королевских чтениях» отметил, что Россия будет сотрудничать с Китаем и при эксплуатации космодрома Восточный. По его словам, арендуемый Роскосмосом у Казахстана космодром Байконур обеспечивает до 75% проводимых Россией космических пусков. Российский Плесецк, пусковой район Капустин Яр и позиционный район Домбаровский – 25%. Поэтому на Дальнем Востоке создается космодром Восточный, который должен помочь России проводить независимую космическую политику.
«А с Китаем, учитывая расположение космодрома, нам придется очень тесно сотрудничать», – отметил специалист.
Индия, Китай
«Почему выбраны эти страны? У нас в последнее время складываются непростые отношения с США и Европой. Поэтому если и говорить о каких-то подобных проектах, то их следует реализовывать со странами, которые политически к нам лояльны. И в первую очередь речь можно вести, конечно, о Китае и Индии», – прокомментировал газете ВЗГЛЯД академик Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского Александр Железняков.
При этом он назвал озвученную идею продолжением ведущихся уже некоторое время разговоров о создании Россией собственной национальной космической станции.
«Практика показывает, что в одиночку за столь масштабные проекты браться не слишком хорошо, лучше делать это с другими странами, использовать международную кооперацию, – пояснил он. – Поэтому предложение к Китаю и Индии выглядит логичным. Правда, не знаю, насколько с энтузиазмом оно будет там воспринято».
Специалист, однако, затруднился ответить на вопрос, что такого с точки зрения технологий есть у Китая и Индии, чего нет у России.
«Индия пока даже не располагает собственным пилотируемым кораблем и прежде не участвовала в создании орбитальных блоков. Для Индии как раз новый проект может быть интересен, они могли бы с его помощью освоить технологию создания крупных орбитальных конструкций. Но что они могут дать нам, не знаю. Так же и Китай – он идет в космос собственным путем, нацелился на создание своей национальной станции к 2020 году. И, в общем-то, ни нам, ни ему в плане технологий то, о чем мы говорим, не особенно интересно. Но если будет принято решение на политическом уровне, тогда уже можно будет поговорить и о координации усилий, и, может быть, об интеграции китайских блоков в новую международную станцию», – рассказал он.
При этом, по словам эксперта, российско-китайско-индийская станция ни в коем случае не станет альтернативой действующей МКС. Два таких объекта содержать одновременно Россия не в состоянии. Поэтому создавать какую-то новую станцию – или национальную, или с международным участием – она начнет, только когда МКС выработает свой ресурс.
«При самых оптимистичных прогнозах такие работы стоит начинать не раньше чем с 2017 года, а ввод в эксплуатацию произойдет не раньше 2020–2023 годов. Так что с МКС никакой конкуренции точно не будет», – заверил он.
При этом Железняков не стал рассуждать на тему возможного противостояния в космосе новой российской и американской или европейской станций, адресовав этот вопрос писателям-фантастам.
В свою очередь научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев заявил газете ВЗГЛЯД, что Россия вряд ли создаст совместную станцию с Китаем и Индией. Он также озвучил тезис о том, что в технологическом плане тому же Китаю вряд ли что-то нужно от России, а России – от Китая.
«Да, Китай может делать какие-то совместные пилотируемые программы с нами. Но у него своя программа, рассчитанная на много лет вперед. Они хотят создать свою станцию», – отметил эксперт.
Он обратил внимание на то, что наклонение орбиты у китайской станции сильно отличается от того, к которому привыкли российские специалисты.
«И что означает изменить орбиту в ту или иную сторону? Значит, нужно будет создавать новую технику под новые условия. И спрашивается: зачем, кто за это будет платить? Китай нам платить за это не будет», – уверен Моисеев.
По словам эксперта, все те технологии пилотируемой космонавтики, которые Китай хотел приобрести у России, он уже приобрел и использует. А у Индии программа пилотируемой космонавтики и вовсе находится в «начальном состоянии».
Моисеев также отметил, что сотрудничество с этими двумя странами в космической сфере пока целесообразно в большей степени по политическим причинам, но не технологическим. И это будет весьма дорогой проект.
А «звездных войн» на орбите все равно не будет, даже если там одновременно будут летать космические станции нескольких стран.
«У них будут разные программы, в какой-то части, по-видимому, дополняющие друг друга, в какой-то дублирующие. Но предпосылок к подобного рода конфликту я не вижу», – резюмировал он.
Добавим, что 19 января стало известно о скором рассмотрении проекта создания собственной российской орбитальной станции. Специалисты обсудят этот вопрос до конца марта. При этом, по их словам, технических сложностей со строительством высокоширотной станции возникнуть не должно.
Напомним, в декабре прошлого года Роскосмос подтвердил планы создания национальной орбитальной станции, которая должна стать базой для лунной программы России.
Сообщалось, что орбитальную станцию могут начать строить уже в 2017 году. Утверждалось также, что наклонение ее орбиты составит 64,8 градуса против 51,6 у МКС – это позволит запускать к новой станции корабли с космодрома Плесецк.
При этом в Роскосмосе не исключали, что для новой станции используют модули, которые сейчас создаются для МКС.
Добавим также, что участие России в дальнейшей эксплуатации МКС в прошлом году из-за напряженных отношений с США и ЕС и санкций в отношении Москвы оказалось под вопросом.
Теги:
Китай, космос, Роскосмос, Индия, Россия в космосе