В век бурно развивающихся информационных технологий и повсеместной компьютеризации многие из нас, даже те, чей труд непосредственно связан с созданием разного рода текстов, практически разучились писать от руки. А ведь еще 15-20 лет назад в начальной школе важное значение придавалось каллиграфии, даже тайком написанное словцо при определенном знании могло легко выдать своего создателя.
Конечно, и сейчас, невзирая на внешнюю одинаковость текстов, набранных на компьютере, специалист-лингвист достаточно точно сумеет определить автора по особой, как правило, сугубо индивидуальной, манере изложения или по идиостилю. Но, как рассказал Александр АНТИПОВ, эксперт-почерковед, сам почерк человека тоже способен многое рассказать о его исполнителе.
Доказано научно– Казалось бы, все мы учились писать по стандартным прописям, но даже у тех, кто с одинаковым усердием выводил палочки и кружочки, почерк разный. Эта особенность легла в основу таких дисциплин, как почерковедение и графология. Несмотря на общий объект изучения, перед графологами и почерковедами стоят абсолютно разные задачи.
– Графология и почерковедение: в чём принципиальная разница?
Почерковедение – раздел криминалистики, изучающий развитие письменно-двигательных навыков человека, разрабатывающий методы исследования почерка в целях решения задач судебно-почерковедческой экспертизы.
Графология – психологическая дисциплина, стремящаяся установить связь между почерком и личностными особенностями конкретного человека. Кстати, одним из моментов, лишний раз подчёркивающих признание почерковедения как науки является то, что экспертиза, проведённая его методами, имеет доказательную силу в суде, в отличие от, скажем, полиграфа («детектора лжи»).
Графология – это психологический анализ почерка, область знания о почерке с точки зрения психических состояний и особенностей личности пишущего. В российской правоохранительной практике графологическая экспертиза не проводится (по крайней мере, я никогда с ней не сталкивался). А она способна рассказать кое-что о характере человека, каких-либо его личностных качествах. Но, всё-таки, на мой взгляд, всё это слишком субъективно. В проведении графологических экспертиз могут быть заинтересованы, я думаю, в первую очередь кадровые службы некоторых предприятий (в особенности при приёме на ответственные должности новых сотрудников).
В почерковедении решаются задачи идентификационного и диагностического плана. К числу идентификационных относятся вопросы установления исполнителя рукописи или подписи. Диагностические исследования – это решение вопросов о половой принадлежности писавшего, его возрасте, некоторых физических и профессиональных особенностях и условиях выполнения рукописи или подписи.
Свои «фишки»– Какое количество написанного достаточно эксперту, чтобы дать полноценное заключение?
– Объектами криминалистического исследования экспертов-почерковедов являются рукописи. Рукописи подразделяются на рукописные тексты, краткие записи и подписи.
Текст – это вид рукописи, которая зафиксирована с помощью буквенных, цифровых или смешанных (буквенно-цифровых) обозначений объёмом не менее четырёх слов, восьми цифр, трёх слов и трёх цифр.
Краткая запись – это вид рукописи, которая зафиксирована буквенными, цифровыми или смешанными обозначениями, отличительными чертами которой является меньший объём, чем у рукописного текста.
Подпись – это вид рукописи, обозначающий посредством букв или условных графических знаков фамилию, имя и отчество конкретного лица в удостоверительных целях.
– Возможно ли ввести в заблуждение эксперта, умышленно исказив написание букв?
– В экспертной практике часто приходится исследовать рукописи, выполненные пишущим с изменением своего почерка. Различают следующие виды изменения почерка: умышленное искажение в пределах скорописных форм букв; выполнение рукописей с подражанием буквам печатного шрифта; подражание почерку другого лица; выполнение рукописей левой рукой.
При скорописной маскировке письма имитируют либо почерк школьника, либо малограмотного человека. При печатном способе, как ясно из названия, начинают использовать печатные буквы. При подражании почерку другого лица различают два способа – «на глаз», когда перед исполнителем имеются образцы подражаемой рукописи, и «по памяти», когда исполнитель запоминает комплекс признаков чужого почерка, а через некоторое время воспроизводит его. И, наконец, четвёртый способ – выполнение рукописи (непривычной) левой рукой. Для каждого из названных способов имитации у специалиста-почерковеда имеются свои «фишки», по которым он легко распознаёт обманщика. Так, «леворукий способ» определить совсем нетрудно: если для пишущего он не характерен, то очень скоро это сказывается на утрате автоматизма движений; письмо становится замедленным.
– По каким конкретно признакам можно определить, что человек писал в «необычном» состоянии: пьяным, больным, пребывая в стрессе?
– О необычном психофизиологическом состоянии исполнителя рукописи (подписи) свидетельствует наличие таких признаков как: замедленность или неравномерность темпа, нарушение координации движений, извилистость штрихов, наличие тупых начал и окончаний штрихов, подрисовка штрихов, неоправданные остановки пишущего прибора, неравномерный наклон продольных осей письменных знаков, протяжённости и размещении письменных знаков по вертикали и горизонтали, изломах и извилистости элементов письменных знаков, упрощённое или усложнённое строение письменных знаков.
Судам в помощь– С какого рода делами вам чаще всего приходится иметь дело? Экспертизой каких конкретно документов чаще всего приходится заниматься?
– Почерковедческая экспертиза – один из самых востребованных видов экспертиз, и проводится она с целью идентификации автора рукописного текста или подписей. Такая экспертиза осуществляется в рамках гражданских, арбитражных и административных процессов, в делах о мошенничестве, имущественных делах и т. п. Наибольшее количество заданий для проведения почерковедческой экспертизы почерка и подписи исходит от гражданских судов. Проводятся также досудебные почерковедческие исследования по заявлениям частных граждан, рецензирование заключений экспертов.
На экспертизу поступают различные документы и копии документов – завещания, различные договоры, письма, долговые расписки и др.
– Корректно ли говорить, что у Алтайского края есть ряд специфических проблем, с которыми к вам обращаются люди?
– Мне как эксперту приходится исследовать материалы для проведения из многих регионов РФ: Омская область, Иркутская область, Республика Алтай, Кемеровская область, Новосибирская область. Алтай- ский край ничем не отличается от других регионов РФ по востребованности почерковедческих экспертиз и исследований, беды у людей одни и те же, воруют и обманывают везде одинаково.