27 января российские полицейские отмечают собственный день печати. Он так и называется – День печати МВД России. О том, в чем разница между гражданским и полицейским журналистом мы говорим с человеком, который каждый день информирует наших читателей о происшествиях в регионе - начальником отдела информации и общественных связей УМВД России по Тульской области Андреем Ярцевым.
Зачем фильтруют?Варвара Тимохина, «АиФ в Туле»: Для работы в пресс-службе МВД надо быть полицейским?
Андрей Ярцев: Конечно, и причём без высшего образования это не возможно. Как, впрочем, и без хорошей физической подготовки. Претенденты проходят комплексную проверку, точно такую же, как и обычные граждане, желающие служить в органах правопорядка. Это медицинская комиссия, полиграф, оценка физической и морально-психической подготовки.
И при этом человек должен быть творческим, ясно излагать свои мысли на бумаге. Найти того, кто соответствует таким критериям, не просто. В поисках мы проводим целые конкурсы, каждый кандидат проходит серьёзный отбор.
- Отчего же в сообщениях полицейских журналистов на сайте нет ясности языка? В ходу бюрократизмы, канцелярщина...
- Подготовленные нами пресс-релизы позволяют информировать общественность и средства массовой информации о происходящих событиях, раскрытиях преступлений, в общем о том, что может быть полезно и интересно гражданам. Наши сообщения – итог работы не литературной мастерской и не жанровыми статьями. Информацию мы преподносим в форме пресс-релиза, а он должен быть лаконичным и написан официальным языком, отражающим самые важные моменты. Мы не можем позволить себе выражать своё отношение к чему-либо, публиковать эмоциональные сообщения или, к примеру, в конце смайлик поставить.
- Да ладно смайлик! Переживем без него. Хотя бы поподробнее истории рассказывали.
- Мы - связующее звено между гражданским обществом и полицией. Полицейские не всегда могут правильно оценить важность и целесообразность размещения в СМИ той или иной информации, не говоря уже о том, что просто преподнести или же грамотно изложить её журналистам. Этим занимаемся мы – сотрудники пресс-службы.
Гипотетическая ситуация. Совершено преступление. Полицейский грамотно сработал, собирая улики, раскрывая его. И, довольный собой, рассказал СМИ такие подробности, которые могут серьёзно навредить не только следствию или дальнейшей оперативной работе, но и серьёзно ударить по имиджу всей правоохранительной системы. А ведь журналист любое слово хватает налету...
- То бишь, вы тот самый фильтр, мешающий гражданскому журналисту сделать хороший материал и донести его до читателя или зрителя.
- Ну, знаете, здесь приходится выбирать - или хороший материал, или возникновение никому не нужных информационных рисков. Так что вы выбираете?
- Риторический вопрос. Пресс-релиз я и сама «очеловечу», да и дополнительную информацию для статьи соберу, не прибегая к помощи полиции.
- Кстати, писать «по-человечески», литературно мы тоже умеем. И уже 14 лет выпускаем свою газету «Лицом к лицу» - о нашей жизни, о проведённых операциях, ярких событиях в работе разных подразделений. На страницах газеты лучшие полицейские делятся опытом. Большое внимание уделяется нашим ветеранам, участникам Великой Отечественной войны. Они делятся с нами своими воспоминаниями. Распространяется газета среди сотрудников и выходит один раз в месяц.
- Вы давно работаете в правоохранительных органах, можете сравнить отношение к милиционеру, полицейскому. Каково оно сегодня в обществе?
- В истории милиции были разные времена, и отношение к стражам порядка тоже разное. Ещё сравнительно недавно мы пережили сложный период, начало которому положили «лихие 90-е». Тогда доверие граждан было утрачено. Для нас наступили непростые времена, люди перестали верить в то, что милиция сможет их защитить. На протяжении нескольких лет была проделана колоссальная работа, мы стали более открыты для общества. И это, конечно же, принесло свои плоды. Сегодня отношение к полиции постепенно начинает меняться в лучшую сторону. Люди всё чаще обращаются к правоохранителям за помощью.
Недавно наши «гаишники» выручили водителей большегруза, у которых поломалась машина. Помогли им съехать с дороги, отогрели, накормили, отвезли на служебной машине в поселок за запчастями и посодействовали с ремонтом. Наши сотрудники и людей из пожаров спасают и из воды утопающих вытаскивают. А совсем недавно, на новогодних праздниках, боец спецподразделения спас жизнь молодому парню, который получил тяжёлое огнестрельное ранение. Если бы не он, раненый мог умереть от потери крови.
Настоящая мясорубка- Как вы оказались в пресс-службе УМВД?
- Можно сказать, случайно. Окончил институт и думал – куда пойти работать? Решил быть тренером, так как профессионально занимался плаванием, но бассейн закрыли на капитальный ремонт, и я отправился работать на завод, где трудился токарем мой папа. Через три года предложили работать в многотиражной газете для осуждённых «Судьба». Работа предполагала встречи с осужденными. Прихожу на территорию колонии, а они все вежливые, здороваются. Стою, а про себя думаю: «вот перед тобой преступник, он тебе улыбается, учтиво разговаривает». И становилось не по себе...
- Поэтому вы нашли себе другое занятие: материалы об убийствах, службе в «горячих точках»...
- Работать в пресс-службе УМВД - очень интересно. За 16 лет пришлось многое повидать: интервьюировал людоеда, рыскал по полям и лесам в поисках упавшего самолёта, работал на местах крушения вертолёта и пассажирского самолёта, делал репортажи о раскрытии жестоких убийств.
Часто вспоминаю, как приходилось работать на месте крушения пассажирского самолёта в деревне Бучалки Кимовского района. Ночью позвонили из дежурной части, быстро собрался и через полтора часа уже был на месте. Довелось снимать проведение спасательной операции, в то время как многочисленные журналисты могли видеть всё за несколько сотен метров от места крушения. Только когда вечером вернулся в управление, по-настоящему пришло осознание того, что случилось, я тогда долго молча сидел. Там была настоящая мясорубка... Кстати у меня до сих пор хранится видеозапись с места той трагедии. Но всё равно работу свою я люблю. Это в какой-то момент «затягивает».
Добрый имидж- Летом управление устроило поход журналистов со СПЕЦНАЗОМ и ОМОНом. Работаете над лояльностью СМИ к правоохранительным органам, создавая им позитивный имидж?
- Мы стремимся показать работу нашей структуры изнутри, чтобы журналисты могли оценить и минусы, и плюсы.
А походы мы устраиваем не только с гражданскими коллегами, но и со школьниками.
За каждым районным подразделением полиции закреплены детские сады, школы и интернаты. Уже пять лет среди школьников проходят соревнования на Кубок ОМОН. Они состоят из трёх этапов – осенний, зимний и весенний. По результатам выявляется победитель года. Летом для ребят омоновцы организуют полевой выход. Там в палаточном лагере их обучают боевым приёмам, основам выживания, знакомят с полевой кухней.
- Создается впечатление, что разогнав людей в период реформы и дальнейшей оптимизации, вы ощущаете кадровый голод и, работая с подростками, готовите их к службе в полиции. Это так?
- Во-первых, сотрудников в период реформы мы не разгоняли. Мы избавлялись, причём продолжаем это делать до сих пор, от нечистоплотных полицейских. К сожалению, в наших рядах ещё остаются такие. Как можно требовать от граждан жить по закону, когда сам же его нарушаешь? Таким в наших рядах не место. Во-вторых, сегодня, отбирая на службу молодых людей, бывает сложно найти такого кандидата, который бы в полной мере отвечал всем предъявляемым требованиям. Поэтому нужно смотреть в будущее и начинать воспитывать смену как можно раньше.
А вечером - барабанщик- Что такое для мужчины полицейского, работающего днями и ночами, семья?
- Это остров гармонии, спокойствия и умиротворения. Я всегда хочу, чтобы рядом со мной была семья. Мы очень любим ездить в Поленово, каждый раз здесь открываем для себя что-то новое. Тишина и так хорошо...
А первого января мы рванули в Питер всей семьёй. Город заиграл новогодними красками, появились новые впечатления.
- На каких ценностях вы воспитываете детей?
- По опыту знаю, что ребёнка надо воспитывать с пелёнок, показывать добрые мультфильмы, советовать хорошие книжки. Мы с женой Натальей вырастили замечательную дочь. Сейчас Маша учится на документоведа на третьем курсе ТГПУ им.Л.Н.Толстого.
Большим недочётом в современном воспитании я считаю то, что наши дети слишком рано начинают заявлять о своих правах, при этом забывая о своих обязанностях. Наверное, поэтому и мододёжь у нас такая чёрствая растёт.
- А хобби у вас есть?
- Моё хобби можно назвать запоздалым. С детства люблю слушать музыку. Но сильнее всего меня привлекала игра барабанщиков. В прошлом году моя семья подарила мне электронную барабанную установку, так что теперь практикуюсь вечерами.
Люблю ездить с семьёй на природу, путешествия и рыбалку. Не могу назвать себя заядлым рыбаком, но посидеть с удочкой в удовольствие.
- Гуляете по городу с семьей?
- Да. Тула в последние годы сильно изменилась. Я рад, что у нас «ожил» кремль, Центральный парк. Посмотрите, каким красивым был город в новогоднем убранстве. Не радуют, правда, строящиеся в центре многоэтажки и торговые центры. Они не дают «дышать» городу. Наверное, их пора уже выносить за пределы города.
- Слышала, что романтиков в вашей структуре гораздо больше, чем в любой другой...
- Я и сам такой... Наверное, потому что мы, как никто, понимаем ценность жизни.