Периодически появляются сообщения о том, что американская авиация сознательно и целенаправленно мешает российским самолетам наносить удары по игиловцам. О том, как это происходит и какова на это ответная реакция российских пилотов рассказал официальный представитель Министерства обороны генерал-майор Игорь Конашенков.
Вот лишь один инцидент с участием американского самолета, который произошел в конце ноября в воздушном пространстве над западным берегом реки Евфрат. «F-22 активно препятствовал российской паре штурмовиков Су-25 выполнять боевую задачу по уничтожению опорного пункта ИГИЛ в пригороде города Меядин. Самолет F-22 отстреливал тепловые ловушки и выпускал тормозные щитки с постоянным маневрированием, имитируя воздушный бой», — сообщил Конашенков.
После того, как рядом с лучшим натовским истребителем пятого поколения появился лучший российский истребитель поколения 4++ Су-35С, «американец прекратил испытывать судьбу и удалился в воздушное пространство Ирака». На запрос российского командования о целях и правомерности такого поведения американская сторона ответить не удосужилась.
Необходимо сказать, что американские пилоты F-22 Raptor относятся к российским самолетам, работающим в Сирии, с большой осторожностью. Да, конечно, со штурмовиком Су-25 им справиться вполне по силам. Все-таки Су-25, во-первых, довольно немолод, то есть в техническом отношении уступает более молодому «Раптору». Авионика на нем, разумеется, более слабая. Во-вторых, штурмовик не предназначен для воздушного боя с самолетом, созданным для завоевания господства в воздухе, каковым является F-22.
Однако с российскими «коллегами» по решаемым задачам не все так просто. Американские пилоты «Раптора», находящиеся в сирийской командировке, жалуются на огрехи, допущенные при конструировании этого самолета. Более всего их угнетает, что во время ночных полетов они не видят российских самолетов. Это связано с тем, что на F-22 отсутствует оптическая локационная станция, при помощи которой ведется наблюдение за небом как в видимом, так и в инфракрасном диапазонах. Также их раздражает отсутствие целеуказания на шлеме. «Нам приходится буквально вертеть головой и искать чужой самолет, который видели некоторое время назад. Всё это вместо того, чтобы наблюдать координаты этого самолета на шлеме», — сетует один из пилотов.
Крепким орешком для «Раптора» является и новейший многоцелевой истребитель МиГ-29СМТ. Несколько этих машин в сентябре прибыли на базу Хмеймим. Перед пилотами был поставлен широкий круг задач: проведение разведки, нанесение ракетно-бомбовых ударов по позициям террористов, сопровождение дальних ракетоносцев Ту-22М3, а также поддержка операций с участием штурмовиков Су-25СМ и фронтовых бомбардировщиков Су-24М2 и Су-34.
Были поставлены серьезные задачи и перед конструкторами ОКБ Микояна и Гуревича, а также КБ, разрабатывающими авионику и авиационные оружейные комплексы. Как сообщил журналистам находящийся в Сирии генеральный конструктор Объединенной авиастроительной корпорации Сергей Коротков, «программа освоения МиГ-29СМТ будет продолжена, в том числе с целью проверки эффективности поражения новыми и перспективными системами вооружения. Полученный в Сирии опыт будет учтен в эксплуатации данных самолетов, а также внедрен в рамках разработки новых авиационных комплексов марки „МиГ", в том числе МиГ-35. Участие в боевых вылетах новых авиационных комплексов позволяет подтвердить их надежность и эффективность, а также оценить работу комплекса бортовой радиоэлектроники и вооружения».
Безусловно, это большой успех для РСК «МиГ», поскольку ее новейший проект создания прекрасного легкого истребителя поколения 4++ МиГ-35 с громадным трудом находит понимание в Министерстве обороны. Предполагается заказать очень ограниченную партию, а все коммерческие усилия направить на экспорт этих машин. В связи с удачной эксплуатацией миговских истребителей, может быть, настроения командования ВКС переменятся. И уж точно — существенно повысится авторитет МиГ-35 на внешнем рынке.
На этом направлении до сих пор ситуация для РСК «МиГ» складывалась, можно сказать, плачевно. Несколько раз МиГ-35 проигрывал крупные тендеры на том основании, что он к тому времени был еще сырой машиной. И у него полностью отсутствовал какой бы то ни было боевой опыт. Можно предположить, что МиГ-29СМТ является первой ласточкой, долетевшей до Сирии. И в обозримом будущем до базы Хмеймим долетит и МиГ-35. Правда, времени осталось уже совсем немного, поскольку сирийская операция приближается к победному концу.
Однако и МиГ-29СМТ, принятый на вооружение в 2009 году, тоже прекрасная машина. При этом самолет недооценен. Высокую оценку ему дают натовские теоретики, называя этот истребитель «точкой опоры». Это связано с высокой боевой эффективностью, которая сочетается с невысокой стоимостью, простотой эксплуатации и высокой надежностью всех систем самолета. Об эксплуатационных достоинствах красноречиво свидетельствует то обстоятельство, что двигатель на этой машине можно установить или же демонтировать за один час в полевых условиях. Максимально упрощена и замена бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), которое имеет открытую архитектуру.
При этом, как показывает сирийский опыт, самолет продолжают дооснащать более современной авионикой. Но и базовая модель, то есть эксплуатирующиеся в ВКС самолеты, вполне современны. И вполне могут сражаться в борьбе за продажи на внешнем рынке со шведским легким истребителем «Грипен», обладая лучшим отношением цены к качеству.
От обширного семейства самолетов МиГ-29 истребитель с индексом СМТ отличает многое. Конструкторам удалось снизить его радиолокационную заметность до уровня ЭПР порядка 1 кв.м. Установлены дополнительные топливные баки, благодаря чему практическая дальность увеличилась до 2200 км. В случае использования двух подвесных топливных баков и при условии одной дозаправки в воздухе дальность достигла 6700 км.
При этом увеличение веса топлива не сказалось негативно на летных качествах — в частности на маневренности. Высокие летные кондиции обеспечивают два турбореактивных двигателя ОКБ Климова РД-33 с отклоняемым в двух плоскостях вектором тяги. Тяга каждого из них на форсаже составляет 8300 кгс. Скорость самолета на высоте достигает 2500 км/ч, у земли — 1500 км/ч. Высокая тяговооруженность обеспечивает самолету хорошую скороподъемность, которая достигает 330 м/с.
Существенно улучшено БРЭО. Одна из главнейших его составляющих — РЛС «Жук-М» — приобрела возможность многорежимной работы. В частности, она способна картографировать местность. Может обнаруживать малоконтрастные цели на фоне земли. Отслеживает вертолеты в режиме зависания. Одновременно сопровождаются до 10 целей, обстреливаются — 4. Увеличена дальность обнаружения целей с ЭПР 1?3 кв.м. до 130?150 км. Судя по всему, в Сирии на МиГ-29СМТ обкатывают РЛС от истребителя МиГ-35 «Жук-А» с активной фазированной антенной решеткой. Она значительно превосходит по возможностям «Жук-М».
К БРЭО истребителя относятся также современный комплекс радиоэлектронной борьбы и система управления вооружением. СУВ МиГ-29СМТ позволяет использовать свободнопадающие бомбы с существенно большей эффективностью, чем это было на предыдущих модификациях МиГ-29. Таким образом, истребитель позволяет наносить точные удары с помощью недорогих авиабомб. И это тоже работает на отношение цены к качеству.
Разумеется, есть у истребителя и высокоточное оружие — ракеты «воздух-поверхность» всех типов. То есть и обычные «наземные», и противокорабельные, и противорадиолокационные. Для воздушного боя истребитель оснащается новейшими ракетами «воздух-воздух» ближнего, среднего и дальнего действия. Правда, полезная нагрузка не столь велика — 4 тонны. Однако следует учитывать, что это легкий, а не тяжелый истребитель.
Кстати, у пилота МиГ-29СМТ есть нашлемный целеуказатель, на отсутствие которого жалуются пилоты «Раптора».