Речь идет о подготовке к подписанию Россией и Египтом стратегического соглашения о совместном использовании воздушного пространства и военно-воздушных баз. Проект документа был опубликован 29 ноября, после того как глава Минобороны РФ Сергей Шойгу провел переговоры в Каире с президентом Абдель Фаттахом ас-Сиси и министром обороны Седки Собхи. Соглашение предусматривает, что российские и египетские военные смогут беспрепятственно влетать в воздушное пространство и аэродромы Египта и РФ при предварительном уведомлении за пять дней.
Договор рассчитан на пять лет и значительно упростит подготовку персонала египетских ВВС на новом российском оборудовании, приобретенном Египтом. Документ не касается разведывательной авиации и военно-транспортных самолетов, перевозящих опасные грузы. По сообщению египетской газеты Al Arab, соглашение о взаимном использовании баз явилось выходом из того тупика, в котором оказались многомесячные переговоры о предоставлении России в аренду базы в Мерса-Матрухе на северо-западе Египта.
Тем не менее, соглашение с Египтом означает возвращение России в Северную Африку с восстановлением былых позиций СССР в период наивысшего могущества на Ближнем Востоке. Дополнительный центр логистики позволит российским самолетам свободно действовать против международного терроризма в соседней Ливии и Судане, где для Москвы открывается перспектива создания военно-морской базы на берегу Африканского рога. Появление российской базы на Красном море станет сдерживающим фактором для войны в Йемене и дестабилизации Синая.
По мнению индийского аналитика М.К. Бхадракумара, создание военной инфраструктуры в Египте обусловлено передислоцированием ИГ* в Ливию после сокрушительного поражения в Ираке и Сирии. Москва поддерживает в Ливии генерала Халифу Хафтара, ставка которого располагается в Бенгази на востоке страны. В настоящее время он установил контроль над «нефтяным полумесяцем», что позволило «Роснефти» вернуться в Ливию. Египет имеет с Ливией 1200 км совместной границы и является нетто-импортером энергии. Очевидно, Ас-Сисси стремится создать в Киренаике своего рода египетский протекторат против экстремистских групп.
Что касается России, то Москва поддерживает контакт также с конкурентом Хафтара – премьер-министром признанного ООН «правительства национального согласия» Ливии Фаизом Сарраджем. Москва заинтересована выступить посредником в переговорах между двумя новыми правителями Ливии, чтобы, в конце концов, компенсировать потери в 10 млрд долларов от нереализованных в результате свержения Каддафи контрактов. В этой связи показательно, что 1 декабря Саррадж посетил США. Дональд Трамп анонсировал «будущие возможности партнерства», подчеркнув «неизменную приверженность Америка победить ИГИЛ и других террористов-джихадистов в Ливии», а также «работать вместе, чтобы продвигать ливийскую стабильность и единство».
Французский аналитик Николя Бонналь обратил внимание на резкую реакцию американской прессы на соглашение Египта с Россией. По выражению New York Times, российская авиабаза является «вопиющим оскорблением администрации Трампа», поскольку она представляет собой «последнее расширение российской власти на Ближнем Востоке, сотрудничество с одним из самых близких арабских союзников Вашингтона». Либеральная газета цитирует аналитиков, которые говорят, что готовность Каира позволить российской авиации достучаться к египетским авиабазам демонстрирует снижение влияния США в регионе.
Таким образом, одержав победу в Сирии, Россия закрепляется на Большом Ближнем Востоке и пробивает коридор в Африку. Бонналь называет соглашение с Египтом «беспрецедентным стратегическим триумфом», а Бхадракумар видит для России «возможность расширить свои позиции, чтобы стать самым креативным и позитивным игроком в ближневосточной политике». Впереди ещё предстоит огромная работа по исправлению ошибок, наделанных в регионе предшественниками Трампа. Самое главное, что русские вновь пользуются поддержкой как «арабской улицы», так и арабских элит, которые признали в России гаранта мира и безопасности.
*«Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) – террористическая группировка, деятельность запрещена на территории РФ решением Верховного суда РФ