К середине декабря на рассмотрение Госдумы должен быть внесен законопроект, который в случае его принятия изменит ситуацию, сложившуюся в России с одной из форм трудоустройства, которая стала крайне популярной за постсоветские годы. Речь идет о работе по совместительству специалистов бюджетной сферы: учителей, врачей, чиновников, научных работников, преподавателей вузов.
Автор документа, член думского комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Сергей Вострецов, предлагает запретить сам механизм внутреннего совместительства для бюджетников, заменив его сверхурочными. Разница в данном случае является принципиальной, уверен парламентарий.
Многие педагоги и медики, рассуждает Вострецов, работают сейчас на полторы-две ставки, стремясь заработать на достойный уровень жизни. Некоторые ухитряются тянуть и по три ставки. Однако работодатели, оформляя людей в этих случаях по совместительству, за все эти дополнительные ставки, де-факто, платят работникам один голый оклад.
А основную часть жалования бюджетников, как известно, составляют различные надбавки. Тут и премиальные, и выплаты за научные степени, и надбавки за категорию… По отношению к зарплате – это 60-70%. Если бы вместо совместительства дополнительная работа оформлялась как сверхурочные, врачи и преподаватели стали бы получать не только значительно больше денег, но и дополнительные выходные, подытоживает депутат.
Фото: www.globallookpress.com
Штатники-невидимки
Нельзя не отметить, что в предложении Вострецова есть здравое зерно. Всем известно, что бюджетники в нашей стране не жируют, и все свои многочисленные допнагрузки берут не по причине маниакальной любви к работе.
У медиков, работающих на "скорой", на этот счет еще в девяностые родилась меткая поговорка: "Почему большинство врачей работают на полторы ставки? Потому что, если пахать на две, то есть будет некогда, а если на одну – то не на что".
Стремление любым доступным и, что немаловажно, честным способом заработать дополнительный рубль породило такое уродливое явление в той же медицине, как "специалист на два часа". Это почти то же самое, что и "воскресный папа", только в трудовом плане.
Приходит устраиваться в поликлинику врач узкоспециализированного профиля. Ему дают какую-нибудь половину, а то и четверть ставки; медучреждению выгодно указывать в документах и рабочих расписаниях, что у них имеется редкий специалист: ортопед, аллерголог, стоматолог-ортодонт.
Другое дело, что принимает этот специалист один-два дня в неделю по паре часов. Люди, желающие получить консультацию, вынуждены ждать по месяцу и больше, а попадая-таки в заветный кабинет – удостаиваются разве что беглой беседы: ведь еще чуть-чуть, и врачу пора бежать в следующее учреждение, где он точно так же работает на четверть или половину ставки.
Пользы от такого "лечения" крайне мало – и для пациентов, и для самих "гастролеров". Зато каждая из поликлиник в конце года с удовлетворением отчитается о наличии самых разных специалистов в штатах.
Вот уж какой формат работы со временем действительно стоило бы запретить.
Фото: www.globallookpress.com
Проценты имеют значение
Что же касается внутреннего совместительства, то тут сплошными ограничениями проблемы однозначно не решить. Простейший пример – преподавательская работа научных сотрудников: стоит запретить такие допнагрузки, и останутся у молодых, да и всех прочих ученых – в кошельках крохи.
Единственной верной тактикой, которая в одинаковой степени будет благотворно работать на настоящее и на будущее, является повышение базовых окладов бюджетников. В настоящее время оклад может составлять до 40%, а то и до 30% от общего размера жалованья. И не нужно быть большим экспертом, чтобы понять, что этого – очень мало.
В идеале, именно оклад должен являться основой бюджетной зарплаты, составлять от нее около 80%. Остальные 20% стоит оставить на всякие премии, компенсации и бонусы.
Таким образом, если власти действительно хотят улучшить положение огромной армии людей, благосостояние которых напрямую зависит от государства, им придется поработать над изменением самой структуры бюджетных зарплат.
Именно это в значительной степени поможет решить и проблему нахватывания дополнительных ставок. Кому захочется лишний раз отрывать время от семьи или любимых дел, если оплата и по основной ставке станет достойной.
Фото: www.globallookpress.com
"Вы там держитесь"
Когда этот материал уже практически шел в публикацию, из правительства пришла новость о том, что в следующем году зарплаты бюджетников будут проиндексированы.
Соответствующий указ, подписанный премьером Дмитрием Медведевым, появился на официальном портале правовой информации. Согласно этому документу, зарплаты «работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений», госорганов, а также «гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений исполнительной власти, где законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба», с 1 января 2018-го станут больше… аж на четыре процента.
Посчитаем навскидку: если человек получал 30 тысяч рублей (а любой житель провинции подтвердит – столь значительные цифры в ведомостях бюджетников фигурируют далеко не всегда), - то с наступлением Нового года он станет богаче аж на 1600 рублей. Можно, конечно, вспомнить старую поговорку про «мелочь, а приятно», но почему-то куда быстрее на ум приходит фраза того же Медведева, успевшая уже стать афоризмом: «Денег нет, но вы держитесь».
Более того: ситуация, если верить Минтруду, принципиально не изменится и в 2019-м, и в 2020 годах: в октябре ведомство Максима Топилина сообщало, что в последующие два года индексация также составит четыре процента.
Понятно, что это лучше, чем ничего; тем не менее, если эти прогнозы сбудутся, в ближайшие три года вряд ли можно будет вести речь о каком-то принципиальном улучшении положения дел работников бюджетной сферы.
Читайте также:
Новые поборы: налог с продаж, рост утильсбора и НДС
Юрий Пронько: по кошелькам российских семей ударят новым налогом