Необходимо отметить, что каких-то однозначных факторов для столь стремительного роста цен нет. Можно предположить, что это запоздалая реакция на решение участников картельной сделки ОПЕК+, которые пролонгировали соглашение на следующий 2018 год. При этом рынок сырья напрочь игнорирует рекордные уровни добычи в США.
Резкий рост цен на углеводороды – крайне благоприятная ситуация для бюджетов нефтяных стран, в том числе и российского. И дело не только в том, что нефть показывает положительную динамку, а в том, что поведение российской национальной валюты в этой ситуации вызывает, по меньшей мере, удивление.
При нынешнем уровне цен на нефть рубль может укрепиться до 50 рублей за одного "американца", но российская валюта упорно не хочет демонстрировать ралли. Если пересчитать цены на нефть в рублях, то их уровень вплотную приблизились к отметке в 3900 рублей за бочку. Подобных показателей не наблюдалось в течение последних трех лет. Кроме того, российская смесь Urals торгуется с минимальным дисконтом к Brent, тогда как ранее цена была ниже примерно на $2.
Можно только предполагать, сколько дополнительных доходов сейчас получает федеральная казна (по оценке министра энергетики России А.Новака, поступления от заключенного соглашения ОПЕК+ составят от 1,5 до 2 триллионов рублей), но т.н. "бюджетное правило" не позволяет очевидному стать реальностью. Все допдоходы отсекаются и "уплывают" в Фонд национального благосостояния. "Кубышка Кудрина" пополняется, а бюджет, в частности, и экономика в целом - это "купание в денежной массе" на себе не ощущают. Более того, в принятом трехлетнем бюджете страны подверглись секвестру все статьи расходов: от социальных до военных. Правительство взяло ущербный курс (очевидный факт для экономистов, но не чиновников) на обнуление дефицита бюджета к 2020 году. Данное решение было бы оправдано, если бы экономика показывала устойчивое поступательное развитие, но в ситуации, когда "первые зеленые ростки" только стали себя проявлять (данные по октябрю указали на неустойчивый рост промпроизводства), решение о бездефицитном бюджете, по сути своей, тупиковое. Жесткий монетаризм уже серьезным образом ударил по благосостоянию российских семей (четвертый год подряд падают реально располагаемые доходы населения), что в пору от него отказаться.
А. Кудрин. Фото: www.globallookpress.com
Вместо инвестиций в реальный сектор экономики мы наблюдаем "складирование штабелями" дополнительных доходов в "кубышку Кудрина", которая создана, по словам чиновников, на "черный день". Однако, на мой взгляд, подобная политика и провоцирует непредсказуемость дальнейшей ситуации, когда загибается производство (стагнируют доходы бизнеса и граждан, сжимается фискальная база), а вырученные сверхдоходы идут… в валюту, американские долговые обязательства, тупо хранятся на счетах российского ЦБ!
Без отказа от этой ущербной политики, без ее радикального демонтажа отечественная экономика может оказаться не только в тупиковом положении (рост выше среднемировых в 2% - разговор для "бедных"), но и быть выброшенной на обочину глобального технологического развития. Амортизация основных фондов уже достигла критических уровней. Нам ежегодно только на возмещение выбывающих активов необходимо более 5 триллионов рублей (данные Счетной палаты России), но мы вновь наступаем на грабли и копим сверхдоходы на "черный день". Это тупик!
И, возвращаясь к теме ситуации на глобальном рынке нефти. Участники соглашения, в т.ч. и Россия, а может быть, и в первую очередь Россия, спят и видят, когда первыми «соскочат с темы». Уже появились сообщения о том, что сделка ОПЕК+ может быть завершена досрочно, если баланс на рынке нефти восстановится к началу лета 2018 года. "Наше соглашение будет действовать еще целый год, но есть вероятность, что мы выйдем из сделки по сокращению производства до 2019 года, если рынок будет сбалансирован к июню", - заявил Bloomberg министр нефти Кувейта Иссам аль-Марзук. "Россия настаивает на том, чтобы выход из сделки произошел как можно раньше", как только рынок будет сбалансирован", - добавил кувейтский высокопоставленный чиновник.
Приведенные слова говорят об одном: сделка ОПЕК+ не вечная. Тот, кто первым ее денонсирует, нарастит объемы добычи (российские нефтяные компании сейчас "клацают зубами", та же "Роснефть" вынуждена приостановить освоение одного из богатейших месторождений, но исполняют достигнутые договоренности), тот и "снимет сливки" с высоких цен.
Читайте также:
Юрий Пронько: Набиуллина готовит банковский рынок к масштабной приватизации