Вячеслав Бочаров – личность легендарная. 37 лет он отдал военной службе, был тяжело ранен. В преддверии Дня Героев мы говорим с ним о буднях военнослужащих и интересах страны.
Героями славимся
Алексей Мурат, «АиФ в Туле»: - Вячеслав Алексеевич, насколько часто вам удаётся бывать на малой родине?
Вячеслав Бочаров: - Связь с Тульской землёй я никогда не терял. Служил в 106-й воздушно-десантной дивизии. Бываю в Донском – как правило, в августе на День города. Не редко встречаюсь со школьниками в нашем городе.
К сожалению, сейчас реже стал приезжать – обязанности первого заместителя секретаря Общественной палаты отнимают много времени. Но и в Туле бываю, встречаюсь с молодёжью, поддерживаю тесные связи с Героями-туляками, в частности, с Иваном Антоновичем Леоновым, Игорем Милютиным. Особенно приятно всегда встретить на каких-нибудь мероприятиях своего земляка – Героя Советского Союза или Героя Российской Федерации.
- Вы, конечно, знаете, что в Донском живёт ещё один Герой России – Александр Бойков?
- Да, достаточно молодой парень, прапорщик. Мы недавно встречались, в конце октября у нас была отчётно-выборная конференция Российской ассоциации Героев. Я был на мероприятии, когда президент ему вручил Золотую Звезду Героя России. Так что поддерживаем отношения.
- Ваше детство, юность прошли в том числе на Украине, в Запорожской и Днепропетровской областях. Что можете сказать о происходящем сегодня там, тем более, что уже и Днепропетровска-то больше нет?
- Город как был, так и есть, названия прежнего нет. Город, люди, многие традиции остались, поскольку невозможно вот так вдруг взять и перевернуть всю систему ценностей. Я там регулярно бываю, у меня там родственники живут. В ноябре маме исполнилось девяносто лет, был у неё в гостях, никаких препон мне на границы не ставили.
- Чем был обусловлен ваш выбор в пользу ВДВ?
- Мы воспитывались в системе ценностей, в которой слова Николая Островского из «Как закалялась сталь» и «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» были напутствием, которое нам передало поколение деятельных комсомольцев, перестроивших жизнь страны.
Моим школьным учителем истории была Наталья Викторовна Игнатова, служившая в Великую Отечественную войну в морской пехоте. Исходя из своего понимания романтики военной службы, я остановился на единственном в мире Воздушно-десантном училище. И, чтобы поступить в него, нужно было преодолеть очень серьёзный конкурс – гораздо выше, чем в военно-инженерные заведения, общевойсковые командные училища. Решил – готовился – поступил, 25 лет в ВДВ прослужил. Самое главное – определиться, что ты хочешь от жизни!
Афганистан – Чечня – Беслан
- Почти 30 лет идут дискуссии об Афганистане. Одни говорят, не надо было входить туда, другие –не надо было выходить. Вы тоже прошли через это горнило, и как всё видится спустя столько времени?
- У любого государства, которое позиционирует себя на международной арене как довольно значимый субъект мировой политики, есть интересы за пределами своих границ. У любого! И у Советского Союза, конечно, они были. Руководство приняло такое решение по просьбе законного руководства Афганистана – точно так же, как мы сейчас оказываем военную помощь Сирийской Арабской Республике. Владимир Путин давно поставил точку в этом вопросе, когда на одной из встреч сказал нам: «Спасибо вам за то, что вы сделали, находясь в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане».
Если сравнить, как реализуют свои интересы за пределами страны США, то мы увидим разительный контраст. И я не думаю, что когда-нибудь американские солдаты, прошедшие через Афганистан, смогут приехать в Кабул и сыграть в футбол со своими бывшими противниками на полях сражений. А наши «афганцы» приезжают туда и грают на кабульском стадионе в футбол. И в этой стране к нам относятся с благодарностью – несмотря на то, что у некоторых есть шрамы от наших пуль, и у нас есть шрамы от их оружия.
- Вы прошли три войны – Афганистан, две чеченские кампании. Когда было тяжелее всего? А может, и не там вовсе, а в Беслане?
- Я никогда не оценивал выполнение поставленных задач с позиций определённой «тяжести». Но, в любом случае, военнослужащие, которые действовали во всех этих горячих точках, рисковали своими жизнями. И за выполнение поставленных задач они получали боевые ордена и медали. Порой те же самые, что получали их деды в годы Великой Отечественной войны. Я был награждён медалью «За отвагу». Это связь поколений людей, которые посвятили себя нелёгкой, но очень важной профессии – Родину защищать.
А в отставку нам рановато
- Отдав 25 лет в ВДВ, вы могли бы уйти на пенсию по выслуге лет, найти себя на гражданском поприще, но продолжили службу уже в спецподразделении «Вымпел» ФСБ России...
- Профессия, если она выбрана сознательно, это навсегда. Возьмём любую профессию, например, хирурга. Известный кардиохирург, учёный Лео Антонович Бокерия, известнейший педиатр, хирург Леонид Михайлович Рошаль – люди в возрасте, но они делают до сих пор своё дело на высоком профессиональном уровне, потому что им позволяет это делать их опыт.
И у меня был немалый опыт. И когда страна столкнулась с таким врагом, как терроризм, то почему я должен этот опыт забыть и искать себе блага в другом роде деятельности, а кто же тогда будет заниматься защитой рубежей – в то время южных?
И они могли бы отказаться от меня, если бы я не отвечал требованиям, предъявляемым сотрудникам «Альфы» и «Вымпела». Однако, я 12 лет прослужил там. Кто-то уходил, не выдерживая напряжения девяностых годов, когда не платили зарплату офицерам, когда было двойственное отношение к профессии защитника. А меня сложности только укрепили.
Сделай лучше
- Нередко можно услышать, что во время захвата заложников в Москве и Беслане, можно было действовать по-другому, и жертв было бы меньше...
- Всегда легко критиковать. Ну, приди и попробуй сделать лучше. 23 ноября на своей странице в соцсетях некая правозащитница, возглавляющая благотворительный фонд в Москве Любовь Волкова после возвращения из Осло, где она была на 40-летии Хельсинского комитета, выложила информацию, что первый заместитель секретаря Общественной палаты РФ Бочаров – убийца детей в Беслане, за что был удостоен звания Героя России и «золотого бюста» на родине. Но это её оценка. И не только моих действий, но и десяти офицеров из «Альфы» и «Вымпела», что погибли там.
Наше общество довольно неоднородно сейчас, и судить о том, что было сделано так, а что не так, позвольте профессионалам, а не вот таким «правозащитникам» в лице Волковой.
- Вы уже упоминали Сирию. Опять же раздаются голоса, что нечего России там делать, что война – дело дорогое, в стране много внутренних проблем, непростая экономическая ситуация, эти средства можно направить на социальные нужды. И наши военнослужащие всё-таки погибают там. Активная фаза операции заканчивается, но всё ли правильно было сделано?
- Такого рода решения принимаются на основе глубокого анализа обстановки. Мы воюем там, чтобы наши сограждане – военнослужащие и мирные люди, не гибли здесь. Если бы мы вели войну на своей территории, отражая нападение внешнего врага, у нас были бы такие же «трудности», с которыми мы столкнулись в годы Великой Отечественной войны.
А Сирия – это не только оказание помощи, о которой просило её правительство. Мы все видели по телевизору – это ещё и полигон для испытания нашей военной мощи, новых видов вооружения. Это отлаживание взаимодействия родов и видов Вооружённых Сил – ВКС и ВМФ, системы управления в целом. Кроме того, эффективность нашего оружия – это тоже сдерживающий фактор для «ястребов» в США и Европе, которые спят и видят, чтобы поставить нас на колени различными путями, в том числе и военным.
И потом в Сирии на стороне террористов воевали тысячи граждан РФ, причём, не только с Кавказа. Сейчас идёт борьба за умы, и наименее стойкие порой даже не понимают, что жизнь дана для того, чтобы жить, а не для того, чтобы убивать и умирать.
Кстати, благодаря нашей твёрдой позиции и мощи, отношение к нашей стране в мире меняется. Ряд лидеров государств, которые раньше даже представить не могли, что поедут к нам обсуждать и решать какие-то проблемы, теперь приезжают и договариваются.
- Философский вопрос: если была бы возможность повернуть время вспять и что-то изменить, вы прошли бы заново свой жизненный путь?
- Я счастлив тем, чем жил и живу. Жить нужно ради того, за что можно и умереть. Это слова великого русского философа Ивана Ильина. Я желал бы, чтобы каждый нашёл свою колею на всю жизнь.