Отметившись заявлением о принадлежности Крыма Украине, Ксения Собчак продолжила наступление на реальность и анонсировала три своих первых шага на посту главы государства. Первый из них неосуществим. Второй потенциально опасен. Третий больше подошел бы для урбаниста и, опять же, неосуществим. Что это – хитрый расчет или банальный троллинг?
Ксения Собчак продолжает раздавать «программные интервью» направо и налево. Собственно, после заявления о том, что она считает Крым украинским, кампанию можно было бы и сворачивать – подавляющее большинство граждан России (включая тех, кто, возможно, и проголосовал бы «против всех») с этим постулатом категорически не согласны.
Более того, как напомнил телеведущий Владимир Соловьев, с принадлежностью Крыма Украине не был согласен даже отец Ксении, первый мэр Петербурга Анатолий Собчак, заявивший:
«Существует достаточно большое количество прецедентов, когда военно-морские базы одного государства находятся на территории другого государства, даже если предположить такую нелепость, что Крым – это территория Украины».
Но дело не только в Крыме. В разговоре с известным ютуб-интервьюером Юрием Дудем Собчак назвала три первых шага, которые она сделает, если ее каким-то чудом выберут президентом.
Первое – это распустить Государственную думу.
Второе – захоронить тело Владимира Ленина, поскольку, как заявила Собчак, «мы все-таки не средневековая страна».
Третье – открыть свободный вход в Кремль, потому что «власть не должна сидеть за высокой стеной, где-то там колупаясь по кабинетам».
«Мне кажется, что это очень важные и символические вещи», – заключила телеведущая.
Вещи это действительно символические. В смысле мелкие и никчемные, поскольку, как уже неоднократно отмечалось, шансов на победу у Собчак нет никаких. При этом, как и в случае с «отказом от Крыма», эти инициативы трудно реализуемы, в том числе юридически.
Как бы несистемная оппозиция ни кричала внутри и снаружи страны о том, что Владимир Путин единолично правит государством по собственному усмотрению, это не так. В России действует разделение властей и, согласно статье 109 Конституции РФ, распустить парламент президент может только в двух случаях.
Первый – если Госдума трижды не утверждает внесенную главой государства кандидатуру премьер-министра. Второй – если председатель правительства ставит перед парламентом вопрос о доверии своему кабинету, а Госдума отказывает ему в доверии. Правда, в этом случае президент может не распускать Госдуму, а отправить в отставку правительство. К тому же, согласно статье 109, Госдума может защититься от роспуска, если выдвинет против президента обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Поэтому распустить Госдуму рядовым указом ни Владимир Путин, ни любой другой президент не может. Это раз.
Захоронить тело Ленина юридически проще – и с этой инициативой выступали многие политики и публицисты разных мировоззрений, далеко не только либеральных. Кроме того, большинство граждан России поддерживают эту инициативу: по данным ВЦИОМ, 60% опрошенных согласны с тем, что тело вождя революции следует предать земле. Но есть еще один аспект – лишь 36%, как и Ксения (или автор этого материала), считают, что это нужно сделать немедленно. Еще 24% полагают, что основателя Советского государства «надо захоронить, но не сейчас, а когда уйдет поколение, для которого Ленин по-прежнему дорог». Наконец, 32% полагают, что Ленина надо оставить в Мавзолее.
В этом нет ничего хорошего, но это факт: судьба бренных останков вождя является принципиально важной для статистически заметного количества граждан России, несмотря на то, что результаты голосования за КПРФ далеки от ситуации 90-х годов. Изменение статус-кво может привести к серьезному обострению обстановки в стране – именно этим и объясняется нежелание властей что-либо менять.
Впрочем, вряд ли заявление Собчак о желании захоронить Ленина вызвано ее намерением понравиться тем, кто поддерживает эту инициативу. Это просто провокация в адрес КПРФ в надежде на ответные резкие заявления.
Что до открытия Кремля «для всех», это чистый популизм, причем абсолютно неосуществимый, если не убирать из крепости резиденцию главы государства. В настоящее время в Кремль можно попасть практически в любой день с туристической экскурсией после проверки на металлоискателе. В Белый дом в Вашингтоне попасть куда сложнее – экскурсии бронируются за полгода.
При этом в резиденцию французского президента – Елисейский дворец – можно попасть лишь пару дней в году, все остальное время он закрыт для публики. А в резиденцию британского премьера на Даунинг-стрит экскурсантов вообще не пускают.
Подведем итоги. Первая инициатива Собчак неосуществима юридически. Даже если она решит «потроллить» Госдуму и внесет в качестве премьера Сергея Шнурова или Божену Рынску, ничто не мешает парламенту потроллить в ответ и одобрить эту кандидатуру – пусть госпожа президент как хочет, так и работает с таким главой правительства.
Вторая приведет к неизбежным волнениям и возможным столкновениям.
Третья невозможна ни в одной влиятельной стране с точки зрения безопасности органов власти.
Заявившая себя как кандидат «против всех» Ксения Собчак стремительно превращается в кандидата «просто так» с заведомо невыполнимыми инициативами, единственная цель которых – собрать побольше хайпа.
Проблема в том, что долго привлекать внимание подобным образом не получится. Стремительно миновав стадию «просто так», Собчак превратится в кандидата «ни о чем», информационная активность которого будет игнорироваться и СМИ, и публикой.