Относительно немногочисленная акция протеста, проходившая у стен Верховной Рады на прошедшей неделе, - это новый, точнее хорошо забытый старый метод влияния зарубежных партнеров на своих нерадивых украинских коллег.
Все дело в том, что украинские власти упорно не желают выполнять взятые на себя обязательства перед своими иностранными протеже. Проведение реформ, которые являются одним из главных условий нахождения у власти Петра Порошенко и его бравой команды, всячески тормозится, откладывается, переигрывается. В результате чего, процесс реформирования движется в час по чайной ложке. Что совсем не по душе Вашингтону.
Ни регулярные напоминания МВФ, ни даже звонки министра финансов США, который в 2015 году даже грозился перекрыть кредитную линию, – не оказывали нужного эффекта. Помнится, апофеозом недовольства успехами Киева стал раздраженный Джо Байден, который приехал, чтобы лично выступить с трибуны Верховной Рады и обвинить украинские власти в медлительности и отсутствии энтузиазма в деле свершения всех требуемых преобразований. Но и это особо помогло.
Киев периодически оглашает свою преданность реформам, однако либо не делает ничего, либо делает ровно обратное. Так, например, в прошлом году была поставлена на паузу земельная реформа, которая фигурировала среди ключевых требований в последнем меморандуме с МВФ. Причина саботажа в том, что проведение властями всех реформ подобно рытью собственной могилы. Во-первых, реформы вскрывают массу коррупционных схем. И пенсионная и земельная сфера, и тарифы ЖКХ – это гигантские «черные дыры», где ежегодно незаметно исчезают сотни миллиардов гривен бюджетных средств. Перетряска этих вопросов в соответствии с требованиями МВФ ставит крест на множестве вкусных схем. Во-вторых, так как целью реформ является вовсе не порыв заботы об украинцах, а ликвидация остатков социального государства – популярность реформаторов устремится ниже плинтуса.
И это никак не устраивает Порошенко и компанию. Ведь они планировали лет с десять управлять своим королевством, эксплуатируя старые коррупционные схемы, которые достались им в наследство от Виктора Януковича, также, как и когда-то самому Януковичу.
Однако учитывая специфику своего прихода к власти, новое руководство оказалось обложено со всех сторон требованиями и условиями, которые мешают спокойно извлекать коррупционную ренту. Впрочем, они хорошо уловили и тот факт, что поддержка Украины имеет геополитическое значение для Запада. Финансирование враждебного России элемента в прошедшие 3 года было важнее всех спотыканий нерасторопных реформаторов. На такую изворотливость западные партнеры отвечали только сокращением объемов и частоты траншей, однако никогда не шла речь о более радикальных мерах.
Но видимо терпение кураторов иссякло.
Появившийся в Польше ранее выдворенный из Украины одесский экс-губернатор Михаил Саакашвили тут же оказался «заряжен» на серию протестов в украинской столице. Любопытно, что основные требования импровизированного «майданчика» прекрасно совпадали не с интересами народа, а с интересами США. В частности, отказ от депутатской неприкосновенности и антикоррупционный суд, обсуждавшиеся Радой в дни протеста, – это те конкретные вещи, которые необходимы Западу для установления политического контроля над украинской элитой.
Отмена депутатской неприкосновенности делает законодателей куда более сговорчивыми и управляемыми, учитывая, что одновременно начинает действовать антикоррупционный суд, который в случае чего может упрятать за решетку самых «борзых» народных избранников. А как показало введенное в прошлом году электронное декларирование, повод отправить под суд найдется практически на каждого депутата. Таким образом законодательная власть в стране станет ручной и будет в ускоренном темпе принимать законы, необходимые для выполнения реформ. И тогда никто уже не встанет на пути земельной реформы, никто не осмелится застопорить повышение тарифов ЖКХ и остановить ликвидацию бесплатной медицины.
Очевидно, что западные кураторы украинского проекта изрядно подустали от «футбола», в который играет Киев все три года после переворота. И вновь появившиеся радикально настроенные люди – это действенное лекарство, которое выписали для лечения Петра Порошенко с его феодальными замашками. Запад хочет отобрать кусок, который украинский президент и его окружение припрятали для себя. Для этого Михаил Саакашвили будет периодически собирать граждан, чтобы напоминать власти о своих обязательствах перед старшими товарищами.
Если Порошенко своевременно поймет, что тягаться с хозяевами - дело бесперспективное и весьма опасное, «майданчики» Саакашвили не перерастут в нечто более угрожающее. В противном же случае история блеснет своим жестоким чувством юмора – нынешнюю власть свергнут точно также, как был свергнут Янукович в 2014 году.