В конце октября этого года депутаты Госдумы начнут обсуждать бюджет России на 2018 год. Он снова дефицитный. Значит, мы потратим больше, чем заработаем. С каждым годом дыра в казне уменьшается. А через три года власти планируют и вовсе сбалансировать главный финансовый документ страны. Вот только какой ценой? Какие статьи бюджета просят все больше денег, а по каким траты только сокращаются? «Комсомолка» изучила документ.
Откуда деньги
Больше всего наши доходы зависят от продажи нефти и газа. Их доля в структуре казны уменьшается (с 50 до 36%). Но вряд ли это можно записать в заслугу финансовым властям. Объяснение простое - стоить сырье стало меньше, вот доходы от него и упали. А налоги внутри страны никто понижать не стал. Поэтому их доля в последние годы выросла. В дополнение ко всему налоговики увеличили собираемость. После того как они внедрили кучу информационных систем, скрыть доходы стало сложнее. В Минфине именно на ведомство Михаила Мишустина (ФНС) делают основной упор. Основные кормильцы теперь они, а не экспортеры нефти.
Еще одно неоднозначное решение - повышение различных акцизов. Во-первых, вырастут сборы с сигарет и алкоголя (на 5 - 10%). Во-вторых, повысится акциз на топливо (на 1 рубль за литр). То есть бензин будет дорожать примерно вдвое быстрее инфляции. По расчетам, сборы с курильщиков, потребителей спиртного и автомобилистов должны принести в бюджет дополнительно около 100 млрд. рублей.
На что расходуем
Главные статьи расходов остались прежними - социальные выплаты, оборона и безопасность плюс поддержка экономики. Как сказал один из экономистов, наш бюджет уходит на пенсии и пушки. Это не совсем так. Из федеральной казны Пенсионному фонду компенсируют только дефицит (то есть разницу между страховыми взносами и тем, что нужно выплатить пожилым). Но и других социальных выплат более чем достаточно. Это и маткапитал, и субсидии по «коммуналке», и другие компенсации.
Траты на оборону и безопасность за последние годы резко выросли. Как объясняют эксперты, это связано с модернизацией и перевооружением. В условиях такой геополитической борьбы нам нужно иметь боеспособную армию. При этом траты не всегда будут такими большими.
Выросла и поддержка экономики. Власти активно субсидируют аграриев, выделяют деньги на поддержку малого и среднего бизнеса.
Но есть расходы, которые сильно сократились. Больше всего упали траты на здравоохранение (здесь модернизация активно проходила в предыдущие годы) и ЖКХ (бюджетные деньги чиновники частично заменили на наши с вами, введя программу капремонта).
Заткнуть дыру
При этом дефицит в казне все равно остался, хотя и меньше, чем в этом году (к концу декабря он, по последним расчетам, составит около двух триллионов рублей). Дыру будут закрывать из госкубышки.
Резервный фонд закончится уже в этом году (сейчас там осталось меньше триллиона рублей). Поэтому в следующем чиновники распечатают Фонд национального благосостояния (там пока около 4 трлн.). Есть маленький нюанс - потратить все эти деньги не получится. Примерно половина вложена в инфраструктурные проекты, из которых средства не так просто вытащить. Это долгосрочные инвестиции. Тем не менее больше половины средств доступны, и ими можно покрыть дефицит.
Кроме того, государство будет активно занимать деньги, выпуская гособлигации как внутри страны, так и за рубежом. В итоге госдолг вырастет. Но, как уверяют в Минфине, останется в безопасной зоне (меньше 20% от валового внутреннего продукта). Для сравнения: в тех же Штатах и во многих странах Европы внешний долг составляет около 100% от ВВП. А в Японии и вовсе превышает 200%.
ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ
Рубль ослабеет?
Поскольку в Минфине считают, что такая хорошая цена на нефть, как сейчас, долго не продержится, то и рубль вряд ли останется крепким. В среднем в 2018 году доллар, по расчетам финансового ведомства, будет стоить около 65 рублей (сейчас - 58 рублей).
После этого наша валюта будет ослабляться со скоростью инфляции, считают чиновники. Например, в 2020 году, по прогнозу ведомства Антона Силуанова, «американец» будет стоить 68 рублей.
СПРАВКА «КП»
В федеральном бюджете отражаются только общегосударственные траты (вроде обороны и социальных выплат) и доходы, идущие напрямую в Москву. Есть еще консолидированный бюджет. Он больше, потому что совмещает федеральный и региональные бюджеты. Местные власти получают и распоряжаются некоторыми налогами. Кому не хватает, государство добавляет из общего фонда в виде субсидий.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Цена на нефть может быть выше
По мнению Счетной палаты, в ближайшие годы стоимость «черного золота» может быть выше прогнозов Минфина (в трехлетнем бюджете она заложена в районе $45 за баррель). Минфин таким образом перестраховывается. Но в ведомстве Татьяны Голиковой считают, что более высокую стоимость тоже нужно предусмотреть. Иначе это может отразиться на других показателях бюджета. А еще аудиторы заметили такую тенденцию - когда цена на нефть падает, рубль слабеет быстро. А когда, наоборот, растет - рубль укрепляется не так охотно.