Хотите знать, как российским и украинским бизнесменам удается вести общие дела несмотря на холодную войну между Москвой и Киевом?
Россия по состоянию на 1 июля 2017 года занимает третье место среди зарубежных стран по объему инвестиций в экономику Украины (4,4 млрд долларов), согласно опубликованным данным Госкомстата Украины.
Самым крупным инвестором в украинскую экономику стал Кипр с вложениями на 9,9 млрд долларов (25,5% от общего размера инвестиций), второе место заняли Нидерланды с 6,3 млрд долларов (16,2%). В десятке также оказались Великобритания, Германия, Виргинские острова, Швейцария, Франция, Австрия и Люксембург.
Всего за январь — июнь 2017 года в экономику Украины инвесторами из 75 стран мира было вложено 38,9 млрд долларов. Для сравнения: за тот же период прямые иностранные инвестиции в экономику России составили 3 млрд 566 млн долларов (данные ЦБ РФ).
На самом деле вложения России в украинскую экономику могут быть гораздо больше, чем это следует из статистических отчетов, предполагает президент Центра системного анализа и прогнозирования на Украине Ростислав Ищенко.
«Россия оказалась в тройке достаточно странных инвесторов: что такое Кипр и что такое Нидерланды, откуда у них такой интерес к Украине? Отвечаю: это крупнейшие офшорные юрисдикции. То есть почти наверняка это те же самые российские деньги, только завернутые в кипрскую и голландскую обертку», — сказал он «Ридусу».
Если эта догадка верна, тогда Россия не просто входит в тройку крупнейших инвесторов в украинскую экономику. Она ее возглавляет. (А если обратить внимание на прочих участников опубликованного топ-10 наподобие Виргинских островов и Люксембурга — еще два офшорных «рая», — то предположение эксперта становится почти что научным фактом.)
Кроме того, почти наверняка львиную долю инвестиций из упомянутой десятки (за вычетом России) составляют деньги украинских же инвесторов, которые проводят их через офшорные юрисдикции с понятной каждому бизнесмену целью: ухода от налогов на родине. Офшоры, собственно, для этого и были придуманы.
Во всех этих движениях капиталов гораздо интереснее не банальные серые схемы маскировки их национальной принадлежности, а наоборот — совершенно беззастенчивое противоречие между политическими заявлениями украинских лидеров и реальными, но тщательно скрываемыми действиями по фактической продаже национальных активов «стране-агрессору».
«С точки зрения России, это как раз предельно логично, и в политическом, и в экономическом срезе. Российские инвесторы используют смутное время в Украине, чтобы по дешевке скупить тамошние активы. Ведь гражданская война и политическая нестабильность в Украине через несколько лет так или иначе завершится, а Криворожский бассейн как был, так и останется на своем месте. И тогда акции его предприятий можно будет либо выгодно перепродать, либо получать дивиденды с заработавших в полную силу заводов», — раскрывает эксперт приводные ремни российско-украинской «теневой экономики».
Один из базовых законов капитализма звучит некрасиво (как сам капитализм), но предельно верно: деньги не пахнут. По той же логике российские власти не покушаются на украинский бизнес в России, если он исправно платит налоги в российский бюджет. Самый известный пример — фабрика «Рошен» в Липецке, а также разные малоприметные компании наподобие некой «Крахмалопродукты», которыми украинский президент Петр Порошенко владеет — внимание! — через кипрский офшор Chartomena Limited.
Можно также упомянуть украинскую компанию (тоже кондитерскую, такие эти украинцы сладкоежки) «Конти», молочную «Милкиленд», горнодобывающую ДТЭК, водочную Global Spirits, пивоваренную «Оболонь», а из «мелочи» — ресторан «Вареничная» в самом сердце страны-оккупанта, на московском Арбате (данные портала Who is Who), и публичный дом в Черемушках.
«Как бы к этому ни относиться идеологически, но подобное переплетение деловых интересов показывает, что экономические связи всегда оказываются сильнее политических разногласий. Именно поэтому международная торговля служит гарантом мира, в то время как любая экономическая самоизоляция развязывает руки всякого рода националистам», — подчеркивает Ищенко.
Игорь Серебряный