Георгий Александрович умер, когда ему было 71 год, довольно рано по сегодняшнему времени.
У него было стремительное, яркое начало карьеры. После войны на просмотре трофейного фильма молодого фронтовика-морячка увидел режиссер Григорий Александров, знаменитый советский комедиограф и муж Любови Орловой. Он пригласил Юматова на эпизодическую роль в фильме «Весна». А после – привел во ВГИК к своему другу режиссеру Сергею Герасимову, который набирал первый курс. Но тот, проэкзаменовав Юматова, сказал: «Самородок, мне его учить нечему».
Так без всякого специального образования Юматов стал артистом. И пошло-поехало, один фильм за другим: «Молодая гвардия», «Адмирал Ушаков», «Вихри враждебные», «Корабли штурмуют бастионы»... Уже в 50-ые годы он был мегапопулярен. В фильме «Москва слезам не верит» Владимир Меньшов снял его в камео в сцене, где молодые героини Алентовой и Муравьевой перед кинотеатром караулят артистов и вопят от счастья: «Ой, глянь – Юматов!». И после такой всенародной любви в конце жизни наступило почти полное забвение.
- 90-ые годы - время так называемого малокартинья, - вспоминает драматург Виктор Мережко, старинный друг, сосед и, как оказалось, наследник Георгия Юматова. – Снимали в основном «чернуху». Георгий Александрович переживал, что ему предлагали то роль охранника в ночном клубе, то сторожа на овощебазе. А он привык к героическим ролям офицеров. Жили они с женой Музой Крепкогорской очень бедно. Когда Жоры не стало, я помог ей сделать ремонт в квартире, которая была запущена. Покупал продукты, организовывал уборку. В Жориной комнате хранилось все: от рыболовных снастей, до охотничьего снаряжения и запчастей к автомобилю. Даже колеса для машины стояли, хотя имелся гараж. Плюс у них постоянно жили домашние животные. Жора очень любил собак. А Муза - кошек.
- Вроде бы во время войны собака спасла жизнь Георгию Александровичу...
- Был такой случай на торпедном катере «Отважный», на котором служил Жора. У них на корабле жила собака и вдруг ни с того ни с сего она прыгнула в воду. Юматов нырнул за ней, чтобы спасти. А в результате спасся сам. В корабль попала бомба и все погибли. А Жора в этот момент был в воде.
Конфликт, в результате которого был убит дворник-азербайджанец, а Жора оказался в тюрьме, случился из-за смерти Жориной собаки (в марте 1994 года в своей квартире в доме по улице Черняховского Георгий Юматов застрелил из ружья 33-летнего дворника Мадатова, который помог похоронить его любимую дворняжку Фроську. После похорон они решили ее помянуть – Ред.).
- История темная, до конца непонятно, кто убил дворника, не то сам Юматов, не то он благородно взял чужую вину на себя. В момент убийства в квартире находилась его жена Муза Крепкогорская.
- Я точно знаю, что не Георгий Александрович убил того парня. Но рассказывать сейчас, как было дело, на мой взгляд безнравственно. Вроде бы дворник сказал Юматову, чего, мол, так убиваешься по собаке, когда люди плохо живут. Пожалей людей, а собаке - собачья смерть. Жора взвился от этих слов. Тем более оба выпили. К сожалению, Жора иной раз мог крепко «ударить по печени», умел и любил это делать. Он схватил охотничье ружье, между мужчинами завязалась потасовка, вмешалась Муза... И случилось то, что случилось. Потом, когда Жору выпустили из СИЗО ( в «Матросской тишине» актер провел несколько месяцев – Ред.), он стеснялся показываться на людях. Ему неудобно было выйти из дома, считал, что будут думать: Юматов убийца.
Он умер через три года после той дикой истории. Бросил пить. Но у него обнаружилась аневризма брюшной аорты, ему сделали операцию, потом потребовалась еще одна, он не хотел ложиться в больницу. В результате умер ночью у себя дома, захлебнувшись кровью. А Муза ушла из жизни через два года после него от тоски и одиночества. У них не было детей , но они были привязаны к моей дочери Маше. Завещали свое имущество и квартиру нам с ней. Признаться, я не знал, что квартира была записана на Машу. Муза сказала, что это решение Жоры: «Кому отдавать? А тебя мы любим, ты всегда нам помогал».
- У Георгия Александровича вроде бы были родственники и у Музы Викторовны – родной брат-дипломат, племянница...
- Муза почему-то не очень привечала родственников Жоры, может быть, считала их простоватыми людьми. Ее отец аккомпанировал Шаляпину, мама, как говорят, была из дворян. Брат Валерий работал в ООН, был кадровым разведчиком. Но не сложились отношения с женой брата – Надеждой. Она недолюбливала Музу, может, ревновала к мужу, который свою сестру баловал, привозил ей подарки из заграницы, осуждала Жору за то, что тот выпивал. Когда хоронили Юматова, невестка сказала обидные слова в его адрес. Дело в том, что его похоронили в могилу матери Музы и Валерия. И Надежда возмутилась, что «убийцу» положили рядом с ее любимой свекровью. После этого отношения с Музой окончательно испортились и они перестали общаться.
- Я слышала, что у Музы Викторовны были какие-то уникальные драгоценности, которые она покупала на гонорары Юматова...
- О чем вы?! Мне тоже высказывали упреки, что Мережко захватили бриллианты Музы Крепкогорской. Но это была дешевая бижутерия, которую они с Аллой Ларионовой привозили из Египта, из Индии. Очень броская, невысокого качества.
Единственное, что было ценно, - это боевые награды Юматова. У него - редчайшая медаль Ушакова за штурм Имперского моста в Вене. Мы сдали эти награды в банковский сейф, чтобы не хранить дома. Юматов служил в разведгруппе и вел себя на войне крайне героически. Он вообще был очень отчаянный, смелый, волевой и принципиальный человек. И невероятно сильный до последних дней жизни.