Военная операция российских вооруженных сил в Сирии идет уже два года, и за это время Москва сумела достигнуть больших успехов в деле борьбы с угрозой международного терроризма, а также в стабилизации политического режима сирийского президента Башара аль-Асада.
Президент РФ Владимир Путин сегодня отметил, что наша страна продолжит и дальше вносить посильный вклад в урегулирование общего положения дел на территории Сирии.
Примечательно, что глава нашего государства редко комментирует перспективы российского участия в сирийских делах, поэтому можно сделать вывод, что это утверждение говорит о том, что Москва в ближайшие годы продолжит реализовать свой стратегический план по Сирийскому конфликту.
Член ассоциации политических экспертов и консультантов Кирилл Коктыш в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заметил, что слова Путина означают тот факт, что наша страна взяла на себя ответственность за мирное урегулирование в Сирии и продолжает нести на себе эту ношу.
«Россия продолжит нести на себе эту ответственность до достижения целевого результата, поэтому данное заявление Путина является подтверждением позиции России, которая по данной проблеме известна давно. Так что, в этих словах нашего президента нет ничего удивительного», - констатирует Коктыш.
Все это говорит о цельности политики России, поскольку наша страна не собирается менять свои задачи ни из-за серьезных изменений в рамках мировой конъюнктуры, ни по причине внешнеполитического давления государств коллективного Запада.
Вместе с тем, позиция президента подкреплена бесспорными успехами в Сирии со стороны ВКС РФ, а также других подразделений Министерства обороны РФ.
Без них официальный Дамаск не смог бы, не то чтобы достичь существующих сегодня результатов, но и вообще – вряд ли бы сумел сохранить те уязвимые позиции, которые правительство президента Асада имело на конец лета 2015 года.
Очевидно, что именно содействие Минобороны РФ и российских вооруженных сил является главной и единственной причиной современных военных успехов официального Дамаска.
Другой вопрос, какие цели Россия будет ставить себе в Сирии дальше, после, допустим, реализации базовой военной цели в виде разгрома запрещенной Верховным судом РФ на территории России террористической организации «Исламское государство»1. Естественно, террористическая угроза как таковая никуда не уйдет, но главная на данный момент проблема в Сирии и Ираке в лице существования ИГ1 как полноценной военной структуры, постепенно сойдет на нет, и в этом нет никаких сомнений.
«Очевидно, что ИГ как военный фактор рано или поздно будет уничтожено. При этом окончание горячей фазы сделает актуальной фазу удержания завоеванных позиций. Кроме того, понятно, что именно российский щит является гарантией безопасности и удержания под контролем официального Дамаска тех территорий, которые были освобождены в Сирии за последние два года», - резюмирует Коктыш.
Поэтому неудивительно, что президент ничего не сказал о перспективах сворачивания российской операции в Сирии, поскольку для этого пока не существует нужных предпосылок.
«Речь в настоящий момент идет о том, как окончательно стабилизировать ситуацию в Сирии, и о том, как эта страна будет восстанавливаться после войны», - заключает Коктыш.
Кроме того, не нужно забывать про других участников этого конфликта, поэтому многое в политике России будет зависеть от того, к каким договоренностям Москва придет в рамках переговоров со своими партнерами в виде Турции, Ирана и Соединенных Штатов.
По словам Кирилла Евгеньевича, дискуссия в рамках этих переговоров пойдет об условиях мирного урегулирования в Сирии, а также о будущей конфигурации расклада сил в этой стране. И это очень сложный вопрос, поскольку, как известно, «дьявол скрывается в деталях», и здесь сторонам придется приложить очень большие усилия, чтобы договориться и подписать какое-то действительно эффективное соглашение.
«Это нам говорит о том, что Россия, безусловно, является главным, но не единственным гарантом процесса мирного урегулирования в Сирии», - констатирует Коктыш.
Впрочем, как замечает эксперт, об этом торге пока говорить рано, когда еще на территории Сирии полностью не разгромлено ИГ, но уже можно начать считать варианты, как между сторонами будут складываться переговоры по вопросу дальнейшего сирийского урегулирования.
«Ведь рано или поздно перед Москвой и Дамаском встанет вопрос, как жить дальше и что нужно сделать для того, чтобы эта победа не растворилась», - резюмирует Коктыш.
Залогом этого будет результат коллективных усилий под руководством Москвы со стороны той коалиции сил, которая сформировалась в Сирии в последние два года.
«Очевидно, что военные задачи, которые Москва поставила себе в Сирии два года назад, приближаются к стадии своей полной реализации. Таким образом, уже можно говорить об успехе военной операции России в Сирии, но после этого начнется невоенный этап конфликта», - заключает Коктыш.
Поэтому для того, чтобы процесс мирного урегулирования точно пришел к результату, Россия и сохранит свое военное присутствие на территории Сирии.
1 Организация запрещена на территории РФ.
Автор: Дмитрий Сикорский...