В последнее время часто натыкаюсь на архивные фото, датированные 1921-22 гг., на которых запечатлены жители Самарской области, вставшие на колени перед американцем, привёзшим гуманитарку.
Да, был такой факт в истории большой страны. И кое-кто (не будем показывать пальцем) очень сильно мечтает, чтобы это повторилось. «Продовольствие в обмен на ядерное оружие» и миллионы россиян, падающих на колени перед американцами в благодарность за банку тушёнки.
Но я сейчас не буду тратить время на чужие влажные мечты. Гораздо интереснее чистота понимания событий почти столетней давности и мотивы этого невиданного аттракциона американской «щедрости», которым нас сегодня, обвиняя в чудовищной неблагодарности, упрекают либералы и засевшие с ними в одном окопе кастрюлеголовые.
Итак, американская администрация помощи (АРА) действительно существовала. Формально — это негосударственная организация в США, созданная согласно распоряжению президента Вудро Вильсона для практической реализации задач, обусловленных принятым 13 января Палатой Представителей и 25 февраля 1919 года Сенатом США «Законом о помощи голодающей Европе», согласно которому США выделяли 100 миллионов долларов на поставку продовольствия и медикаментов для пострадавших стран Европы. Казалось бы — благое дело.
Однако, дело было отнюдь не в желании помочь.
Вильсон указывал, что «большевизм — это голод и хаос, остановить его можно продовольствием и порядком». Вот вам и мотив номер раз.
Что касается конкретно помощи СССР, то обращаю внимание на то, что помощь АРА не была бесплатной: «Конгресс США после длительных дебатов одобрил выделение 20 млн долларов для закупки продуктов у американских фермеров для советской России. Гуверу удалось убедить конгрессменов принять решение о расширении помощи. «Продовольствие, которое мы хотим направить в Россию, является излишком в Соединенных Штатах, — заявил Гувер. — Мы сейчас скармливаем молоко свиньям, сжигаем кукурузу в топках. С экономической точки зрения посылка этого продовольствия для помощи не является потерей для Америки».
30 декабря 1921 года в Лондоне нарком внешней торговли Л.Б.Красин от имени правительства РСФСР подписал соглашение с АРА о питании взрослого голодающего населения. Тогда же Россия обязалась передать АРА 10 миллионов долларов. На эти деньги организация Гувера должна была закупить у американских фермеров и доставить в указанные советской стороной пункты семена и продовольственные припасы».
Но и это не самое главное. Первые американские «печеньки» были средством. Для достижения конкретных целей:
«На протяжении всего периода деятельности «Американской администрации помощи» в РСФСР в Москву на Лубянку стекались спецсообщения чекистских органов, характеризующие работу представительств АРА и её официальных лиц. «Американцы проявляли живой интерес к бытовым условиям коренного населения, их обычаям, — вспоминал бывший директор Уфимской конторы АРА Евгений Руус, — а также интересовались нашими естественными богатствами и производством. Вначале я принимал это просто за любезность или любопытство, но позднее, видя, что американцы заинтересованы в получении разных сведений, вовсе не нужных при работе по оказанию помощи нуждающемуся населению, нашел их поведение странным».
Свои частые поездки по Уфимско-Уральскому округу американцы из АРА активно использовали для ведения так называемой легальной разведки. Производилось фотографирование городов и заводов, собирались сведения о различных сторонах жизни населения округа. Так, по данным ГПУ, эмиссар АРА Лассаль совершил двухнедельную поездку по наиболее промышленно развитым городам Урала (Екатеринбург, Челябинск, Златоуст, Миасс, Кыштым), где сделал массу фотоснимков предприятий региона.
В августе 1922 г. чекисты из Белорецка сообщили в Москву, что в их город приезжал представитель АРА, американский офицер-лётчик, усиленно интересовавшийся работой местного металлургического завода, численностью его рабочих, потребностью в топливе, его возможностями. Нужные сведения гость получал от заводских инженеров, которых он щедро угощал в питейных заведениях. Из доклада того же Белорецкого отдела ГПУ за декабрь 1922 г. следует, что сотрудник АРА американец Крейг, будучи в их городе, занимался съёмкой топографических карт. Кстати сказать, при окружном представительстве АРА имелся специальный картографический отдел, занимавшийся составлением карт округа в восьмивёрстном масштабе. Чертёжникам отдела выделили особую комнату, право на вход в которую помимо них имели только три главных должностных лица представительства. Составленные карты хранились в строгом секрете.
Особое внимание АРА обращала на транспорт и стремилась всеми силами внедрить своих людей в органы Наркомата путей сообщения на местах. При этом некоторые железнодорожники отказывались работать с АРА. Например, отверг предложение американцев инженер Шухов. Он сообщил, что представители АРА требовали от него сведений, не имевших никакого отношения к передвижению грузов их организации. По выражению Шухова, «американцы действуют как в завоёванной стране».
Сотрудники Секретно-оперативного управления ГПУ неоднократно фиксировали со стороны работников АРА факты незаконных валютных операций, скупки на территории РСФСР золота, драгоценностей, церковной утвари, произведений искусства и антиквариата. Работники российской таможни, по информации чекистов, не раз пресекали попытки американцев вывезти из страны крупные партии контрабанды.
В частности, 1 декабря 1922 г. на московской таможне в присутствии официальных представителей АРА была вскрыта дипломатическая почта этой организации, адресованная в Ригу, Лондон и Нью-Йорк. В ней обнаружились очень интересные вещи. Только в одном из пакетов, скрепленных сразу пятью печатями АРА, отправлявшемся в рижское представительство, сотрудники таможни нашли буквально неоценимые драгоценности. Для представительства АРА в Лондоне предназначались 24 ювелирных изделия, представляющих музейную ценность.
Общая стоимость задержанных ценностей по ценам того времени составила несколько триллионов рублей.
Однако основное беспокойство чекистов вызывали не контрабандные операции американцев и даже не ведение ими легальной экономической разведки.
Главную опасность ГПУ видело в потенциальной возможности превращения ячеек АРА в структуры чисто военные в случае начала иностранной интервенции или вооруженного мятежа внутри страны. «Если мы возьмем Казанский район, — говорилось в одном из документов, рожденном на Лубянке, — то получится следующая картина: из 10 человек — 6 военных, 2 сражались в Белой Армии, 3 работали в американской и английской разведке. По своим способностям и прошлому, в случае военного выступления, Казанское отделение АРА имеет опытного руководителя всеми операциями и людей, могущих исполнять обязанности начальников штаба, отдела снабжения, разведки и т.д.»
Поэтому когда весной 1923 г. советским правительством решался вопрос о целесообразности продолжения контактов с АРА, ГПУ высказало на этот счёт своё, совершенно однозначное мнение: «Учитывая, что в случае возможных осложнений в Республике АРА может стать тем центром, снабжающим, инструктирующим и вдохновляющим контрреволюцию, ГПУ считает её пребывание в России нежелательным».
В сухом остатке, AРА явилась одной из первых неправительственных организаций (НПО) в России.
Марка неправительственной благотворительной организации с офицерами разведки в качестве персонала, распределяющими продовольствие и пользующимися свободой передвижения и связей в стране, как нельзя лучше соответствовала задачам и целям разведки.
Созданная в системе АРА разведывательная сеть была многофункциональной и предполагала широкий спектр деятельности — от сбора политической, экономической, военной информации до создания агентурной сети из числа недовольных советской властью и организации диверсий.
Прикрываясь благотворительными функциями, представители АРА въезжали в страну по легальным каналам. Американская разведка справедливо считала, что если и произойдет провал сотрудников разведки, работающих под прикрытием АРА, то советское правительство не станет предъявлять претензий к правительству США, так как АРА — неправительственная организация.
Вот такая вот история. В очередной раз наглядно демонстрирующая истинный смысл американского гуманизма. Что касается фотографии, сделанной американцами для отчёта о проделанной работе — то здесь всё однозначно. Голодающим людям не до тонкостей геополитики. И когда у тебя на глазах умирают от голода дети — упадёшь в ноги любому, кто даст тебе кусок хлеба. Чем, собственно, американцы и воспользовались.
Собственно, вот и вся история. Как по мне — так весьма поучительная.
Наглядно демонстрирующая не только американское «бескорыстие», но и идиотизм тех, кто верит в сказки про «неблагодарных нахлебников Госдепа».
И последнее. Долгое время эти фото были стыдливо спрятаны в архивах.
А зря. Это не только наша история, но ещё и хороший урок на тему «последствия революции и Гражданской войны». И хорошо бы иногда его периодически вспоминать.
Особенно, когда в очередной раз захочется перемен и великих потрясений…