Шансы Украины получить хотя бы часть картин назад крайне малы, фактически они стремятся к нулю. А сами претензии киевских властей и попытки привлечь к решению проблемы Интерпол у юристов-международников вызывают улыбку, отмечает эксперт по международному праву Вячеслав Кокуркин.
Киев объявил в розыск через Интерпол более 50 картин Музейного фонда Украины, переданных в марте 2014 года в Симферопольский художественный музей. Речь идет о полотнах Айвазовского, Шишкина и Левитана, общая стоимость которых превышает 1,3 млн долларов. На Украине утверждают, что работы художников были переданы в Симферополь незаконно.
«Ситуация с так называемой реституцией предметов искусства и культурных ценностей относится к одной из самых неоднозначных сфер международного взаимодействия. В последние столетия, особенно после наполеоновских войн, экспозиции крупнейших музеев существенно менялись в связи с масштабными политическими преобразованиями в тех или иных регионах мира.
Можно констатировать, что, несмотря на очевидную актуальность тематики, в настоящее время отсутствует отлаженный юридический механизм, регулирующий вопросы реституции культурных ценностей. В сложившейся ситуации с картинами из Музейного фонда Украины все упирается в юридический статус Крыма, который, как известно, весьма полярно воспринимается сторонами международного взаимодействия», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» юрист-международник и доцент РАНХиГС Кира Сазонова.
Юрист и эксперт по международному праву Вячеслав Кокуркин в свою очередь отмечает, что шансы получить хотя бы часть картин назад крайне малы и фактически стремятся к нулю. По его мнению, сами претензии киевских властей у юристов- международников вызывают только улыбку, потому что являются невероятными.
«Подключение Интерпола к решению проблемы с картинами по своей абсурдности напоминает историю с желанием Киева взимать плату за использование воздушного пространства. Интерпол представляет собой фактически «международную полицию» и его задача ловить преступников, скрывающихся в других государствах и недоступных правоохранительным органам отдельных стран», - комментирует нам собеседник.
В свою очередь Сазонова само по себе объявление картин в розыск через Интерпол находит просто смехотворным. «Во-первых, местонахождение картин и так прекрасно известно, а, во-вторых, Интерпол, как международная организация уголовной полиции, занимается преимущественно взаимодействием государств в области борьбы с международной преступностью. Здесь же речь идет не о криминальных вопросах, а о вопросах, лежащих в публично-правовой сфере, к чему Интерпол не имеет ни малейшего отношения», - добавляет доцент РАНХиГС.
Вячеслав Кокуркин советует Киеву по такой логике искать виноватых в передаче картин внутри страны и привлекать их к ответственности. С возвращением Крым в состав РФ у Украины возникает очень много правовых вопросов во всех сферах. Но, по мнению юриста, пока они проигрывают по всем фронтам, потому что с точки зрения международного права все прошло гладко – субъект просто пожелал использовать свое право на самоопределение.
«Украина может теперь пойти двумя путями - либо договариваться, но исключительно дипломатическими методами за столом переговоров, либо продолжать обращаться в Интерпол и любые другие международные организации, но их обращения ни к чему не приведут, так как претензии Киева остаются нереализуемыми и необоснованными», - заключает Кокуркин.