В минувшие дни послы Украины и Белоруссии в Тегеране выполняли важную миссию: они вели переговоры с иранским правительством по вопросам нефтяного и транспортного сотрудничества. Украинский дипломат обсуждал вопрос поставок через его страну нефти из Ирана в Европу. А глава белорусской дипмиссии — перспективу участия Белоруссии и Ирана в проекте транспортного коридора "Север — Юг". Итак, можно ли говорить о создающемся треугольнике Тегеран — Киев — Минск?
Избавившись от международных санкций, Иран стремительно наращивает производство нефти: с трех с половиной миллионов баррелей нефти в сутки в 2016 году до нынешнего уровня суточной добычи в четыре миллиона баррелей. Таким образом, Тегеран хочет вернуть долю рынка, утраченную из-за санкций Запада.
США, как известно, не только не ослабили санкции против Ирана, но даже ужесточили их, обвинив Тегеран в поддержке международного терроризма. Другое дело — Европа.
Кстати, появлении светловолосой Могерини в парламенте Ирана вызвало оживление среди местных депутатов: они выстроились в очередь, чтобы сделать селфи с главой европейской дипломатии.
Простое ли совпадение: сразу после визита госпожи Могерини в Тегеран иранское правительство начало переговоры с Киевом и Минском по вопросу сотрудничества в вопросах транзита нефти и перевозки грузов по транспортному коридору "Север — Юг".
В частности, посол Украины в Тегеране Сергей Бурдиляк обсудил с замминистра нефти Ирана по нефтехимии Мерзиех Шахдайи вопрос организации поставок нефти из Ирана в Европу через Украину.
В частности, рассматривалась возможность участия Ирана в проектах по модернизации украинской газотранспортной системы для поставок иранской нефти в Европу через трубопровод Одесса — Броды.
В это же время посол Белоруссии в Тегеране Юрий Лазарчик обсудил с заместителем министра дорог и градостроения Ирана Давудом Кешаварзианом перспективу сотрудничества двух стран в рамках проекта международного транспортного коридора "Север — Юг". Этот проект предусматривает перевозку грузов от Каспийского моря до Индии.
"Мы обсуждали вопрос создания экспортного хаба на Украине для поставки нефтехимической продукции Ирана в Европу, а также использование сырья с украинских НПЗ для поставки в Иран", — заявила замминистра нефти Ирана Мерзиех Шахдайи. При этом она уточнила, что за первое полугодие 2017 года экспорт иранской нефтехимии в Украину вырос на 70% год.
Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич считает перспективу экспорта иранской нефти через трубопровод Одесса-Броды весьма туманной. Он напомнил, что ранее была предпринята попытка транспортировать через этот маршрут в Европу азербайджанскую нефть. Но вскоре поставки решено было прекратить. Причина, по словам эксперта, проста: "Слишком дорогая логистика: от доставки по морю до транспортировки трубопроводом".
Кроме того, продолжает эксперт, прямая доставка нефти из Ирана на Украину и далее в Европу также экономически невыгодна, так как ее ближе доставить морским путем непосредственно в страны Евросоюза.
Украина же покупает иранскую нефть лишь по политическим причинам. В январе — июле 2017 года "незалежная" импортировала 508 тысяч тонн нефтяного сырья из Ирана стоимостью 213 миллионов долларов.
Так что покупка иранской нефти Украиной и странами Евросоюза носит скорее всего политический характер. В Киеве надеются, что Иран решит инвестировать в развитие украинской портовой и трубопроводной инфраструктуры. В этом случае Киев предложит Тегерану невысокие тарифы на прием и транспортировку нефти. И в этом же случае цена на иранскую нефть для европейских стран могла бы стать привлекательной.
Белоруссия также проявляет интерес к иранской нефти. Напомним, что участок трубопровода Мозырь — Броды, соединяющий украинскую ветку "Дружба" с Мозырским НПЗ, уже был использован в 2011–2012 годах для экспорта в Белоруссию нефти из Азербайджана и Венесуэлы. В настоящее время Минск рассматривает возможность закупки через Украину иранской нефти через трубопровод Одесса — Броды.
Решение Минска наладить поставки в страну нефти из Ирана вызвано нестабильными отношениями с Россией в сфере энергетики. В первом квартале 2017 года Россия сократила поставки нефти в Белоруссию с четырех с половиной миллионов тонн до четырех миллионов тонн, что стало ответом Москвы на отказ Минска оплачивать долги за природный газ.
Таким образом, начавшийся диалог Тегерана с Киевом по вопросу использования трубопровода Одесса — Броды скорее всего стал результатом долгих дипломатических усилий Брюсселя с целью создать нефтяную ось Тегеран — Киев, чтобы тем самым подорвать позиции России в Европе. В перспективе ось Тегеран — Киев наверняка будет трансформирована в треугольник Тегеран — Киев — Минск. И тогда антироссийская направленность нового углеводородного альянса станет очевидной.