Волгоградский центр парусного спорта яхт-клуб «Пилигрим» в этом году отмечает двадцатый день рождения. Находится он в Краснооктябрьском районе. В двухэтажном домике хранятся яхты для детей, тренеры проводят с ребятами разбор ошибок на воде, а у пирса красуются яхты и катера.
На крейсерской яхте «Сталинград», где красной надписью звучит приказ: «Ни шагу назад», мастер спорта по парусному спорту, тренер первой категории, призёр чемпионатов России Игорь Агарков и руководитель центра Евгений Калякулин и рассказали о том, что же это такое, парусный спорт.
Символ свободы- Что для вас парусный спорт?
Игорь Агарков: - Парусный спорт - это символ свободы, но не в романтическом смысле. Это спорт и образ жизни. Он позволяет ставить цели и достигать их, что воспитывает в человеке упорство, терпение и трудолюбие. Кроме того, постоянно приходится учиться новым специальностям, когда ремонтируешь что-то на яхте. Яхтсмен - и швея-мотористка, и маляр, и стекольщик, и формовщик!
- А какие ещё достоинства имеет парусный спорт?
Игорь Агарков: - Он не только даёт стержень, делая тебя сильным, ответственным. В гонке на яхте необходимо быть предельно внимательным, ведь приходится бороться со стихией: ветром, водой, успевать делать верные движения и при этом следить за соперниками. Это борьба с собой и с природой.
- Многие считают, что яхты покупают только люди состоятельные. Действительно ли рассекать волны под парусами - это роскошь?
Игорь Агарков: - Это в корне неверное представление, это миф. Парусный спорт - очень дешёвый вид спорта, особенно для детей. Например, для десяти ребят будет достаточно пяти яхт. Нам и стадионы не надо строить, достаточно двух вагончиков, чтобы переодеваться.
Евгений Калякулин: - А я считаю, что это дорогой вид спорта, потому что в яхту вкладываешь много времени и сил. Яхта «Сталинград» долго обустраивалась и собиралась по частям с 1998 по 2013 год. Но «дорого» можно говорить применительно к крейсерским яхтам, для детей яхты вложений не требуют. Приобретаешь всё необходимое и следишь, поддерживаешь в рабочем состоянии.
- Но у вас здесь много и крейсерских яхт. Проводите занятия и для взрослых? Они тоже бесплатные?
Игорь Агарков: - У нас есть две группы, обе бесплатные. Для взрослых проводятся оздоровительные занятия. Например, когда бабушки и дедушки приходят. А так, конечно, крейсерский и детский - разные виды спорта.
Тренер, как отец- Что можете посоветовать людям, которые любят воду, но боятся глубины и неизвестности под ногами?
Игорь Агарков: - Нырнуть с аквалангом! Чтобы выключить будоражащее нервы воображение, надо просто всё увидеть своими глазами! В Саратовской области раз кладбище размыло, и по Волге плавали гробы, представляете?
Или как-то мы Рыбинское водохранилище проплывали над старыми затопленными шлюзами... Вот это было страшно, а бояться неведомого глупо.
- Как сейчас обстоит дело с парусным спортом в Волгограде? Вне соревнований приходится бороться за яхт-клуб?
Игорь Агарков: - Финансирование урезано, как и в других видах спорта. Но мы не стоим на месте, развиваемся и побеждаем, за счёт чего и существуем. В апреле в Крыму прошла всероссийская регата на призы города-героя Севастополя, в которой наш Петя Пашутинский занял 3-е место. Неоднократно на всероссийских соревнованиях побеждала участница из Камышина Ангелина Ломакина. Но борьба продолжается, и после соревнований занятия проводим на энтузиазме, а зарплата у тренера в районе 10 тысяч рублей.
Евгений Калякулин: - Сейчас мы хотим стать более привлекательными для горожан, разместить базу «Пилигрима» рядом с пляжной зоной. Тогда будет возможность развивать другие виды водного спорта, да и вообще отдых на воде и перейти с государственного финансирования на автономное.
- Капитан всегда прав? А тренер?
Игорь Агарков: - Тренер, как отец! К нему нужно прислушиваться, ведь тренер несёт ответственность за результат на соревновании. Получается, если спортсмен победил, то тренер был прав. Если нет, то мы разбираем наши общие ошибки.
- За время своего тренерства какие главные правила работы для себя выявили, чему научились у детей?
Игорь Агарков: - Тренер постоянно учится, как и спортсмен. Мы ищем новые формулировки, шлифуем свои знания, чтобы детям доходчивее объяснить. Я стараюсь прислушиваться к объяснениям детей, когда они друг у друга спрашивают то, что не поняли.
- Были у вас приключения в стиле Джека Лондона или Жюля Верна?
Игорь Агарков: - За золотом мы в дальние страны не ходили, на воздушном шаре не летали, но яркие моменты иногда находили. Однажды видели, как светилось ночью Чёрное море, видимо, от каких-то микроорганизмов. А дельфины рассекали их плавниками и ели светящуюся рыбу! За ними очень интересно наблюдать, когда идёт охота. Рыба прячется за одной стороной яхты, а дельфины плавают за другой, но в конце концов дельфины понимают, что происходит, и окружают яхту и рыбу кольцом со всех сторон.
- Водный туризм доступнее, чем прочие виды путешествий?
Игорь Агарков: - Водный туризм очень доступный, вам не нужно дорогое снаряжение, на яхту мы сами посадим и научим всему! Волгоградская область богата собственной речной сетью - Ахтуба, Медведица, Хопёр, и не нужно куда-то далеко идти. Условия для сплавов шикарные.
- Есть у яхтсменов вашего клуба свой личный кодекс чести, как у пиратов?
Игорь Агарков: - Мы приучаем старших детей помогать младшим. Неправильно, когда маленькая девочка одна тащит яхту, ведь ей тяжело. За дедовщину наказываем. Основное правило: не ябедничать. Стараемся также научить детей самостоятельно решать свои проблемы, чтобы в нужный момент у них были необходимые навыки и уверенность в себе.
- А приметы у вас есть?
Игорь Агарков: - Точно знаю, что у моряков ни одно парусное судно в понедельник из порта не выходит. Но мы всё-таки больше спортсмены, а не моряки, для нас важно быть уверенным в своих силах, а не в приметы верить. Но иногда, если под конец парусной недели результат небольшой, то невольно задумываешься: а вдруг повезёт? Но это не примета, просто суеверие.
- Чему стоит поучиться нашему парусному спорту у зарубежного?
Игорь Агарков: - Многому стоит поучиться, мы сейчас не в первой десятке мирового парусного спорта. Причина - в отсутствии новых методик. Да, мы ездим на соревнования, смотрим, возвращаемся и учим то, что подсмотрели. Потом приезжаем уверенные на новые соревнования, но оказалось, тут опять придумали что-то новое и мы снова оказываемся вне десятки лучших. А ведь раньше были комплексные научные группы по парусному спорту, которые разрабатывали новые методики, и у нас все учились.
Кроме техники, стоит поучиться и судостроению. А ещё из-за нашей бедности в парусном спорте нет такой массовости, как в других странах.