В Юрмале в минувшую субботу сразу на четырех площадках города–курорта был развернут фотовернисаж, где главный герой — море.
100 пейзажей, нарисованных виртуозными пользователями объективов со всех уголков Латвии, разместились на даче Райниса и Аспазии (в Майори), в отеле Госагентства социальной интеграции (Яундубулты), в спа–отеле Daina (Меллужи) и в частной картинной галерее супругов–художников Ины–Инты Линини–Озолини и Иманта Озолиня (Вайвари).
Все фотографы в гости в Юрмалу!
Необычный вернисаж (четыре в одном пакете) открыли тоже необычно. Старт ему дали в летних апартаментах Райниса и Аспазии. После недавнего евроремонта деревянное строение на самом берегу моря (ул. Плиекшана, 5/7) из аварийной развалюхи превратилось во дворец. И по–царски чувствовали себя здесь произведения мастеров, представляющих 12 ведущих фотоклубов в Латвии — из Даугавпилса и Талси, Краславы и Лиепаи, Бауски и Вентспилса, Адажи и Риги, Огре…
Устроитель мероприятия — юрмальский фотоклуб «Аспазия» — не упустил шанса выставить напоказ свои лучшие работы. Его представители пришли на открытие вернисажа широкими рядами. И вычислить их среди собравшегося многолюдья было легко — по моряцким тельняшкам. Авторы произведений из провинции тоже выслали своих гонцов в Юрмалу.
Торжество получилось светлым и добрым. Цветы, подарки, теплые слова. Все были рады друг другу. Громогласно оценивали выставленные произведения. Нет–нет, да и доносилось до ушей — «Вот это настоящая удача!». Были, разумеется, эпитеты и другого толка: «Чересчур обрезал ты тут, брат, небо… Его надо было дать чуть больше — и работа заиграла бы по–другому…»
После официальной части мероприятия хозяева предложили всем гостям переместиться во двор на лужайку, где любил сиживать певец латвийской социал–демократии со своей «второй половиной». Вино, клубника, персики, черешня… И снова разговоры на профессиональные темы.
А потом участники торжества всем табором отправились в путешествие по другим трем вернисажам.
Страсти почти по Шекспиру
— Наш проект «ФотоМарина» победил в конкурсе мероприятий, организуемых ежегодно в области культуры Юрмальской думой, — рассказала газете «СЕГОДНЯ» Уна Либерте, глава фотоклуба «Аспазия». — Получили финансирование, которое позволило устроить мероприятие не скупясь…
А коллега Уны по «Аспазии» Ина–Инта Лининя–Озолиня поведала о весьма драматичной предыстории проекта:
— Его реализация — убедительная иллюстрация к расхожему принципу «нет худа без добра». Прежде целых десять лет (!) мы выступали вместе с живописцами–маринистами в рамках другой выставки — «Марина». Но когда пришел черед ее одиннадцатому открытию (в 2016 году), нам, представителям «фотоцеха», сотрудники гормузея (в его помещениях это было) предложили «развод». Так родилась мысль на скорую руку выставить в тот же самый день свои работы в другом помещении, назвав вернисаж «ФотоМариной».
А потом в течение года фотоклуб «Аспазия» стал основательно готовиться к проекту, родившемуся волей обстоятельств. Снова подгадали открытие «ФотоМарины» к очередному старту (теперь уже 12–му) просто «Марины». Чтобы лишний раз подчеркнуть родственные узы. И уже нынче хозяева городского музея, потупив глаза, не скрывают: изгои дали нам фору.
«Море больше не пахарь…»
На «ФотоМарине» море предстало очень убедительным. Во всей своей очаровательной непосредственности. Грозным и ласковым, седым и зеленым, ненасытным и щедрым. Оно бушует и играется, глотает и извергает, обещает и обманывает.
Роль куратора грандиозной по масштабам выставки взяла на себя маститый и эпатажный искусствовед из столицы Сармите Силе. Знаток своего дела верно подметила:
— На вернисаже представлены работы мастеров, для которых в одном случае море — соседка, они каждый день общаются друг с другом и понимают друг друга с полуслова, а в другом — дальняя родственница, до которой надо мчать как минимум 200 километров. И тем не менее участники из последнего числа (те же даугавпилчане) тоже представили яркие произведения…
Невольно подслушиваю рассуждения на выставке Евгения Пугина, фотомариниста более с чем 30–летним стажем:
— Море писать — неважно, кистью или фотокамерой, — удел далеко не многих. Это дается свыше. Непревзойденный авторитет в живописи Майя Табака испокон века живет на самом берегу в Лиелупе, но в одном из разговоров со мною искренне сокрушалась: пробовала много раз написать море, но всякий раз это было не то… Так что не от географической удаленности водной стихии зависит происхождение талантливой маринистики. И еще одно откровение львицы от искусствоведения не могу не привести: на выставке, как вы заметили, нет пахарей моря…
Имеется одно исключение. Это произведение, исполненное «аспазийкой» Ингуной Калниней–Петерсоне, «Идет великий лов…». Да, очень сильная и очень «мужская» по духу работа, которую я меньше всего ожидала от художницы–красавицы. Она до сих пор писала фотокамерой женские портреты и цветы. Это не меняет в принципе главного вывода: функцию снабжения населения морепродуктами переложила нынче Латвия преимущественно на иностранные океанские траулеры и торговые сети… Для нас нынче море лишь для услады духа, для поглощения суетности мира, для обретения внутреннего мира и равновесия… Что тоже немаловажно.
Вернисаж (четыре в одном пакете) будет доступен до 31 августа. Вход свободный.
Инна ХАРЛАНОВА.