Одно из успешных по меркам донецкого углепрома предприятий, ПАО "Шахтоуправление "Донбасс" почти полгода простаивает. Реализации нет, склады переполнены, работники находятся в поисках заработков.
Шахтоуправление "Донбасс" - одно из немногих частных угледобывающих предприятий ДНР. Своим существованием опровергает расхожее мнение, будто весной республики "национализировали" абсолютно все местные промышленные активы. В шахтоуправлении особо и не скрывают - перемен в их деятельности за эти годы, конечно, произошло много, но не в базовых вопросах. Акционеры-инвесторы те же. Они платят зарплату, закупают материалы и оборудование и реализуют уголь. И платят налоги, в отличие от "бывших коллег по сектору", чье нежелание взаимодействовать с местными органами власти и стало причиной ввода госадминистраций на их предприятия.
До войны предприятие считалось в отрасли вполне успешным. Даже несмотря на то, что занималось фактической доработкой шахт, от которых государство в свое время отказалось. Более того, после освобождения Ждановки в 2014-ом силами шахтоуправления была восстановлена работа практически уничтоженной ВСУ шахты "Коммунаровская №22". Второй производственный актив - шахта "Щегловская Глубокая" незначительно пострадала от единичных обстрелов и поэтому работы почти не прекращала.
Но с конца февраля - начала марта года обе шахты остановлены. Уголь не добывается, новые забои не готовятся, старые поддерживаются минимальными средствами.
- Сбыта нет, - лаконично поясняет директор шахтоуправления Юрий Поповкин. - На складах около 70 тысяч тонн энергетического угля и порядка 17 тысяч тонн коксующегося.
Причины очевидны всем, мало-мальски интересующимся отраслью. К концу зимы как раз набрала обороты "патриотическая блокада", устроенная "ветеранами АТО", а в марте ее узаконил украинский Совет нацбезопасности. Основные потребители ш/у "Донбасс" остались, как не трудно догадаться, на той стороне. Это "Центрэнерго" и "Метинвест". На внутреннем рынке ДНР угля переизбыток, и это не текущее состояние, а существующий дисбаланс добычи и потребления, который административными мерами не исправить. Регион производит значительно больше угля, чем нужно двум его ТЭС, одна из которых, вдобавок, работает на нераспространенных в Донецке газовых марках. Так что Ш/У "Донбасс" - пример показательный, но далеко не единственный. Приостанавливается и сдерживает добычу практически вся отрасль.
Зарплаты на остановленном "Донбассе" фактически не платятся с весны. Частями жалованье получает персонал, задействованный на работах по поддержанию. А это - немногим больше 10% от штатной численности. Из 4150 человек, официально трудоустроенных, на работу в сумме по двум шахтам, ходят около 500 и то не каждый день.
Клетьевой подъем и грузо-людской конвейер, ведущий к самым отдаленным участкам, включается один раз в сутки. Рабочие проверяют состояние выработок, концентрацию газа и … уезжают. Подземный лабиринт безлюдный и обездвиженный. Как не вспомнить недавнюю идею о "музеификации шахт Донбасса" - тишина почти такая же, как в выставочных галереях.
Работает только водоотлив. Правила техники безопасности и требования к состоянию выработок выполняют из последних сил. На мелочи, типа покраски труб и подобное, уже не размениваются - денег все равно нет. Вслух не произносится, но в воздухе витает вопрос - надолго ли хватит резервов и терпения? Простой громадного предприятия - серьезнейшие деньги. Впрочем, не исключено, что на шахте ответ и сами не знают. Все это в компетенции собственников.
Остальные три с половиной тысячи горняков числятся в штате, но реально пытаются заработать денег в других сферах и на других предприятиях. Если удастся устроиться на постоянное место, или решают уехать на заработки - увольняются. С начала года, таким образом, коллектив потерял уже более 500 человек, и руководство всерьез опасается, что если удастся восстановить добычу, то шахты могут недосчитаться квалифицированных рабочих рук. Но для того, чтобы восстанавливать шахту нужны каналы сбыта. Недавно пробную партию угля шахтоуправлению удалось отправить на экспорт за пределы ДНР. Пока это единственный видимый просвет, но и его воспринимают без особого энтузиазма. "Объездная" логистика может оказаться слишком дорогой, чтобы говорить о необходимых объемах.
- Некоторое время нам выделяли квоту отгрузки на Старобешевскую ТЭС для взаимозачета по электроэнергии, - рассказывают в шахтоуправлении. - Сейчас нет - склады затарены везде, и на станции, и на других предприятиях, которые государственные и имеют все основания больше требовать от министерства. Хотя шахта у нас частная, но люди же государственные.
Екатерина Шило
Источник: patriot-donetsk.ru
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции