Накануне «Хайат Тахрир аш-Шам» атаковал позиции САА в провинции Хама. Эксперты видят в этом следствие укрепления террористов в соседней провинции Идлиб. О перспективах зачистки провинции от боевиков — в материале ФАН.
Накануне террористическая коалиция, основанная на базе сирийского крыла «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в РФ), «Хайат Тахрир аш-Шам» атаковала позиции сирийских правительственных сил на холме Тал Бизам и к северу от стратегически важного населенного пункта Маан в провинции Хама. В настоящий момент между боевиками и военными отрядами САА идут тяжелые боестолкновения. Источники обеих сторон отмечают, что бои носят наиболее интенсивных характер со времен окончания весенней битвы в северной Хаме.
Эксперты видят в активизации «Хайят Тахрир аш-Шам» следствие укрепления террористов в соседней провинции Идлиб. Напомним, что ранее административный центр провинции и еще ряд населенных пунктов перешел под полный контроль террористической коалиции. «Хайят Тахрир аш-Шам» в Идлибе противостояла «умеренная» группировка «Ахрар аш-Шам», но из-за неготовности некоторых ее участников идти против террористов, была вынуждена пойти на перемирие, покинув определенные территории. «Хайят Тахрир аш-Шам», в свою очередь, пообещали передать власть над контролируемыми ими населенными пунктами гражданской администрации.
Фактически способствовала укреплению террористов в Идлибе и «Хезболла», активно поддерживаемая Ираном. Представители движения после ожесточенных боев в районе Арсаля договорилась с боевиками террористического альянса, действовавших на ливано-сирийской границе, об их переброске «к своим» в Идлиб, что увеличило численность террористов в городе.
Как пишет в своем блоге военный эксперт, главный редактор информационно-аналитического центра «Кассад» Борис Рожин для «Хайят Тахрир аш-Шам», нет никаких сдерживающих ограничителей, поэтому укрепив собственную власть и существенно ослабив протурецкую «Ахрар аш-Шам», он не только существенно вырос в размерах и сплотил вокруг себя радикалов, но и создал предпосылки для активизации боевых действий на «идлибских» фронтах.
Борис Рожин считает, что зачистка Идлиба необходима. При этом не последнюю роль он отводит дипломатической работе России с Турцией.
«Чтобы она как минимум закрыла границу для группировок связанных с «Ан-Нусрой», а как максимум — предприняла бы более решительные шаги в рамках своих обязательств по борьбе с «Ан-Нусрой», начиная с натравливания «Ахрар аш-Шам» на «Ан-Нусру» и заканчивая ударами артиллерии и авиации по боевикам, с действиями турецких ССО в приграничных районах».
Начальник отдела исследований ближневосточных конфликтов Института инновационного развития Антон Мардасов рассказал Федеральному агентству новостей (ФАН), что широкомасштабная военная операция в провинции Идлиб может спровоцировать жутчайший гуманитарный кризис, поскольку провинция перенаселена:
«Там больше миллиона населения. По некоторым данным, два миллиона. Это новые беженцы, новые жертвы во время боевых действий, огромные потери среди наступающих. Военная операция в Идлибе также спровоцирует присоединение местных суннитов к радикалам, то есть «Аль-Каида» (запрещено в РФ) еще сильнее вклинится в сирийское революционное движение и будет подавать себя как защитника суннитского населения. Это стратегия «Аль-Каиды» (запрещено в РФ) на всех фронтах «глобального джихада».
Поэтому России в ситуации с Идлибом выгоднее всячески форсировать переговорные процессы, потому что затягивание их приводит к тому, что «Хайят Тахрир аш-Шам», пользуясь паузами, берет под контроль те или иные территории:
«Хайят Тахрир аш-Шам» берут под контроль территории, потому что иностранные боевики, которых много в командном составе террористического альянса, очень грамотно занимают позиции, военные базы и логистические пути. Они также пытаются сажать в местную администрацию сирийцев, чтобы они управляли населением. Да и их подготовка в лагерях была совершенно другой, нежели у тех же оппозиционных группировок».
По словам эксперта, говорить, что «Хайят Тахрир аш-Шам» — «Аль-Каида» (запрещена в РФ), крайне неверно:
«Потому что многие группировки переходили в состав террористического альянса в результате конъюнктуры, а не в результате идейных убеждений. 60% «Хайят Тахрир аш-Шам» — это сирийцы. В этой структуре не такой большой процент тех, кто разделяет именно идеологию «Аль-Каиды» (запрещена в РФ). Поэтому можно спровоцировать процесс разделения террористического альянса, то есть перехода части вменяемых группировок на сторону «умеренной» оппозиции. А уже против оставшихся представителей «Аль-Каиды» возможны боевые действия, и их нужно проводить».
Поэтому нужен комплекс мер для поддержки «умеренной» оппозиции в борьбе с радикалами:
«Ахрар аш-Шам» там не сопротивлялся в некоторых случаях и охотно заключал перемирия, потому что они не понимают откуда им может быть оказана поддержка».
Для этого, по мнению нашего собеседника, в первую очередь России и Турции нужно договариваться, находить компромисс:
«Единственный способ эффективно повлиять на ситуацию — это ввод протурецих группировок и спецназа Турции в Идлиб, в противном случае может случиться очень большая катастрофа. Военными методами против Идлиба будет действовать крайне опасно, поскольку это укрепит «Хайят Тахрир аш-Шам» еще сильней и приведет к новым объединениям умеренной и радикальной оппозиции перед лицом «общего противника».
Эксперт отмечает, что в Идлибе сейчас очень тонкая и сложная ситуация:
«Россия пока сохраняет нейтралитет и просчитывает, скорее всего, какие-то варианты, но широкомасштабная военная операция в Идлибе — это крайне негативный сценарий».
Напомним, ранее глава МИД Сергей Лавров заявлял, что Российская федерация будет активно поддерживать совместную борьбу правительства и оппозиции Сирии против террористических группировок.