Скандальная история с фактическим запретом визита в Молдову вице-премьера правительства РФ Дмитрий Рогозина, который был приглашен в страну её президентом Игорем Додоном, в очередной раз напомнила о существующей в Кишиневе крайне противоречивой и противоречащей здравому смыслу ситуации. При которой всенародно избранный глава государства фактически не имеет никаких властных полномочий. А всем заправляет парламент избранные еще три года назад, причем успевший с тех пор весьма сильно поменять свой политический окрас:
Ситуация с практически полным отсутствием реальной власти у президента РМ объясняется тем, что это первый за много лет глава молдавского государства, избранный на всеобщих выборах. Раньше президент назначался парламентом, что вполне оправдывало его весьма куцые властные полномочия, определенные соответствующей редакцией конституции. Всенародное избрание президента должно было, по логике вещей, сопровождаться внесением изменений в основной закон республики, предусматривающих существенное расширение полномочий первого лица государства, соответствующее его общенациональному мандату.
Однако этого сделано не было. И в результате полномочный де-факто президент остался де-юре чисто номинальной фигурой, которая царствует, но не правит.
Очевидность заложенного в этой ситуации глубокого противоречия говорит сама за себя. Президент, отражающий политическую волю народа, не может влиять на ситуацию в стране, которой продолжают заправлять силы и фигуры, как минимум, вчерашнего дня.
Ярким примером коренного расхождения между позицией Игоря Додона и курсом правительства стало отношение к ключевой для страны приднестровской проблеме. Если президенту Молдовы свойственен, по меньшей мере, взвешенный подход к данному вопросу и стремление к достижению взаимоприемлемого компромисса с Тирасполем, то прозападный кабинет министров ведет дело к полному разрыву отношений с ПМР, экономической блокаде республики и даже к вполне возможному силовому противостоянию с ней.
Именно так следует понимать недавнюю встречу главаря киевской хунты Порошенко с кишиневским премьер-министром Филипом, итогом которой стал очередной виток усиления блокады ПМР и прямые угрозы Киева вернуть Приднестровье в состав Молдовы. При этом, вполне понятно, что сделать этот иначе, чем путем войны никак невозможно.
Таким образом, в нынешней Молдове налицо продолжение глубокого кризиса системы власти, который продолжается там уже не первый год. Главная суть которого заключается в том, что ясно выраженная на недавних президентских выборах воля большинства народа полностью заблокирована, на уровне исполнительных структур, политиканами, которые эту волю уже не отражают.
Выход из этой явно антагонистической ситуации может быть двояким. Либо ситуация будет приведена в равновесное состояние в результате всенародного консультативного референдума о расширении полномочий президента страны, вплоть до права роспуска парламента. Который уже назначен на 24 сентября. Либо, если в результате махинаций и подтасовок прорумынских и прозападных сил, полностью контролирующих административный ресурс, референдум не даст адекватного результата, Молдова может вновь оказаться во власти стихии уличного протеста, в которую она погружалась уже не раз.
Ясно одно — западные и румынские политические эмиссары, а также спецслужбы, активно играющие на стороне кишиневских прозападных либералов, сделают все возможное для того, чтобы в тылу фактически уже натовской Украины не возник пророссийский плацдарм, как в узком, так и в широком понимании этого факта. Существование которого может самым негативным образом отразиться на реализуемости их планов очередного «Натиска на Восток», «заточенных» против России.