Богатые домохозяйства РФ недоплачивают в федеральную казну налогов на сумму 500 млрд рублей. Такое мнение было высказано секретарем Общественной палаты Валерием Фадеевым во время выступления в Госдуме. Он подчеркнул, что в вопросе сбора налогов с богатых домохозяйств есть огромный потенциал, несмотря на то, что сделать это будет крайне сложно. Каким образом можно реализовать этот процесс? Действительно ли необходимо ввести в России налог на сверхдоходы, ведь ранее уже сообщалось о планах обложить налогом в 18% зарплату свыше 2 млн рублей? Эксклюзивное интервью для читателей "Правды.Ру" дал Валентин Катасонов, профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, русский экономист и руководитель Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова.
— Предложения ввести прогрессивную шкалу подоходного налога звучали неоднократно, однако в парламенте каждый раз отклоняли подобные инициативы. Но все-таки в обществе мысль о том, что богатые должны платить больше, весьма популярна. Есть ли, на ваш взгляд, необходимость изъятия сверхдоходов?
— Наше государство можно определить как государство финансовой олигархии в ярко выраженном виде. Поэтому нынешняя власть — под государством я понимаю законодательную и исполнительную власть — будет до конца отстаивать финансовую олигархию. Ни для кого не является секретом, что у нас социально-экономическая поляризация общества намного выше, чем сегодня в Западной Европе или в США. Я могу много разных показателей приводить, но они и так всем известны.
Мне хотелось бы обратить внимание, что прогрессивная шкала налогообложения — важнейший резерв пополнения нашего бюджета. Плоская шкала налогообложения вообще является экзотикой, присущей только каким-то небольшим государствам, в том числе и государствам с явными признаками юрисдикции. Так что в этом смысле мы являемся просто некоей аномалией. Вот господину Кудрину на это бы обратить внимание, но он предлагает такие меры, которые окончательно приведут к разрушению российской государственности. Я прежде всего имею ввиду приватизацию.
— Может, налоговым органам нужно лучше работать?
— Мне хотелось бы обратить внимание, что есть еще один, более мощный резерв, который почти не обсуждается. Даже если бы у нас была прежняя плоская шкала налогообложения в 13%, и эти 13% платились бы со всех доходов, то у нас бюджет был бы в 2-3 раза больше. Я имею в виду то, что у нас практически финансовая олигархия не платит даже 13% налогов с тех доходов, которые она получает в офшорных юрисдикциях. И это мощнейший резерв. Центральный банк РФ публикует такой статистический отчет, который называется "Международная инвестиционная позиция РФ". Это соотношение активов и международных обязательств. Так вот, согласно этому документу наши зарубежные активы — когда говорю "наши", имею в виду экспортеров капиталов, которые являются российскими резидентами, — составляют 1,3 триллиона долларов.
Но это верхняя часть айсберга, потому что мои подсчеты показывают: реальные активы составляют порядка трех триллионов. Даже если эти активы дают доходность 5% годовых, это получается совершенно бешеная сумма. С этой суммы мы могли бы действительно пополнить наши доходы. Но хочу сказать, что законы о деофшоризации, которые были приняты в виде поправок к налоговому кодексу в 2014 году, не работают. В этом году впервые проходила подача деклараций по так называемым КИКам — это контролируемые иностранные компании. Так вот, количество деклараций составило всего 3-4% от того количества, которое должно было быть по экспертным оценкам. То есть на практике наша финансовая олигархия просто проигнорировала эти поправки к налоговому кодексу. Поэтому даже если бы был принят какой-то закон о прогрессивной шкале налогообложения, они нашли бы способ обойти этот закон.
Наша проблема заключается в том, что у нас начался законотворческий зуд. Вместо того чтобы исполнять даже принятые законы, принимаются все новые и новые — и вот так происходит инфляция, девальвация наших юридических норм.