Личное поражение Кремля - так Порошенко охарактеризовал евроинтеграцию своей страны. Совет Европы (и это последняя инстанция в долгом пути Украины) одобрил ассоциацию государства с Европейским Союзом, открыв новую страницу в истории и того, и другого.
Нельзя недооценивать действия Порошенко по сотрудничеству с "европейскими партнерами". Тут и безвиз, и ратификация, и транши практически по любому запросу. Но чего стоила или будет стоить украинцам заветная интеграция, и что даст стране ратификация этого документа?
Не будем останавливаться на том, что именно ассоциация с ЕС стала камнем преткновения для экс-президента Януковича и потянула за собой печенье на Майдане и бесчисленные жертвы на Донбассе. Это неизменный факт, но он является далеко не полной ценой, которую Украина платит за Европу.
Лысые Карпаты
Одним из последних обязательств, подписанным Киевом ради безвизового режима с Европой, стала отмена запрета на вывоз леса-кругляка. А поскольку он добывается в основном на Карпатах, то Карпаты уже в ближайшей перспективе рискуют облысеть. И это будет крайне негативно влиять на экологию данного региона.
Но стоит обратить внимание, что обязательство то подписано, а вот мораторий по-прежнему не снят. Этакая игра двух плохих актеров: Порошенко знает, что сдача леса - процесс неизбежный, но думает, что ему удается одурачить европейцев. Те, в свою очередь, также понимая неизбежность отмены моратория, притворяются, что ничего не заметили, но ждут момента, когда долгожданный кругляк начнет в спешном порядке и без виз отправятся на европейские фабрики.
Деньги по тому самому траншу в 600 млн долларов, ради которого "продали" лес, получены. Но указа о снятии моратория пока нет. Но Европе некуда торопиться - Украина у них на полном подсосе, потребовать лес - лишь дело времени.
Металлурги без металла
Другой пункт требований Европы к Украине - отмена вывозных пошлин на вывоз металлолома. Ценное сырье, которое при действии пошлин Украина может обрабатывать, отправляя на экспорт уже готовые товары, европейцы хотят покупать дешевым и необработанным. Это не только снижает доходы украинского бюджета, но и лишает работы людей, занятых в нескольких производственных циклах.
Даже депутаты, понимая весь идиотизм отмены пошлин на вывоз металла, пытаются обезопасить последний сектор экономики, подающий признаки жизни. В июне 2017 года Верховная Рада приняла закон №6382 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно уменьшения дефицита лома черных металлов на внутреннем рынке", предполагающий продление действия экспортной пошлины на металлолом в размере 30 евро за тонну еще на 2 года. Но и тут Порошенко "постарался", наложив на закон вето и предложив сократить период с двух лет до одного года. Евроинтеграция дороже денег.
Рынки есть, а кушать нечего
В рамках евроинтеграции ЕС пошел на послабление - обсуждается увеличение квот для украинских аграриев. На сколько - пока непонятно, но сложно представить, что цифра эта может быть на порядок выше. А нужно именно так, потому что старые лимиты, выделяемые Евросоюзом Киеву, обычно выбираются за два-три месяца, и к середине марта европейский рынок для украинских производителей закрывается. Что делать с произведенными товарами - непонятно.
Сразу несколько проблем возникает, когда речь заходит о реформах и рынках сбыта. Во-первых, Евросоюз требует аграрных преобразований: отмены моратория на продажу земель, действующего на Украине. Чтобы не допустить этого, Гройсман даже предложил в качестве компенсации продолжить приватизацию гос. имущества. Чтобы в конечном итоге страна осталась и без земель, и без имущества, и без денег. Ситуация запутанная, потому что земля не востребована, а если даже будет востребована - кому все это продавать. Если отменить мораторий, ее скупят фермеры из Европы и опять будут пичкать украинский рынок своим товаром (но тут хотя бы какие-то налоги и занятость), но и квоты будут использованы не украинскими, а европейскими производителями, работающими на украинских землях. В общем, Европа выиграет наверняка, а Украина с такой же вероятностью сядет в лужу. Но хотя бы не будут простаивать рабочие и земли - надо же с чего-то начинать.
Во-вторых, в рамках евроинтеграции Украина открывает свои рынки, но получает жалкие квоты для сбыта в ЕС, да и те заполнить конкурентоспособными товарами весьма непросто. Технологии и мощности определенно не готовы к тому, чтобы идти в большой мир.
В чем можно найти радость от евроинтеграции? Разве что в том, что через пару десятков лет Украина будет членом ЕС. А будет ли через эти годы сам ЕС? И будет ли Украина, или ее окончательно и бесповоротно перекупят в процессе возврата денег по кредиту?