С начала скандала с поставкой якобы «турбин Siemens» в Крым прошла неделя, однако веских доказательств по-прежнему нет. В самом концерне сообщили EADaily, что ничего не могут добавить к тому, что в Siemens уже заявляли.
«Дополнительных комментариев мы не даем», — уточнил в ответ на запрос агентства пресс-секретарь штаб-квартир Siemens в Баварии Яшар Азад. Ранее в немецком промышленном гиганте сообщили: «Из заслуживающих доверия источников корпорация получила информацию, что, по крайней мере, две из четырех газотурбинных установок, которые были предназначены для проекта в Тамани на юге России, были перемещены в Крым без согласования».
В Siemens считают, что поставка турбин в Крым является очевидным нарушением условий заключенного контракта, которые запрещают покупателю производить поставку этого оборудования в Крым. Также ссылаются на то, что в течение последних нескольких месяцев покупатель («Технопромэкспорт») неоднократно в письменной форме подтверждал, что это оборудование в Крым поставлено не будет.
Напомним: на прошлой неделе Reuters сообщило, что на полуостров в обход санкций доставили две газовые турбины Siemens для одной из строящихся электростанций — в Севастополе. Агентство ссылалось на свои источники. После этого 11 июля компания Siemens подала иск в Арбитражный суд Москвы на ОАО «Технопромэкспорт», ООО «Технопромэкспорт» и «Сименс Технологии газовых турбин», в которой концерну принадлежит 65%. Основной ответчик — «Технопромэкспорт», которому Siemens поставила четыре турбины для строительства электростанции на Таманском полуострове. Немецкий концерн считает, что эта компания ввела его в заблуждение и требует, чтобы суд запретил любые новые поставки в Крым и принял решение о возврате турбин обратно на Тамань. Кроме того, Siemens инициировал уголовное преследование лиц, ответственных за поставку турбин на полуостров. В ином случае рассматривается возможность обратного выкупа оборудования.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков считает, что пока стопроцентных доказательств перевозки газовых турбин Siemens в Крым нет. «Есть достаточно невнятные заявления немецкой и российской сторон», — говорит эксперт. По его мнению, все выяснится, когда турбины уже будут установлены. «Тогда и станет ясно, переделанные ли это, как и какие турбины, или это просто перекрашенное оборудование», — заметил ведущий аналитик ФНЭБ.
По версии российской стороны, поставленные в Крым турбины куплены на вторичном рынке и модернизированы на заводах «Ростеха». «Будут турбины российского производства „с использованием элементов зарубежного производства“ с российским сертификатом», — рассказал СМИ глава Минпрома России Денис Мантуров. Он также заявил ТАСС, что российская сторона обеспечила максимальную юридическую корректность при использовании технологий Siemens в производстве турбин для ТЭС в Крыму. Немецкая компания была вынуждена обратиться в суд из-за давления «старшего брата», намекая на США, сказал Мантуров.
В любом случае, возвращать турбины никто не будет, считает Игорь Юшков.
Сегодня агентство Reuters сообщило со ссылкой на своих «корреспондентов в Крыму», что в порту Феодосии стоят еще две турбины, похожие на оборудование Siemens. В самой корпорации не смогли подтвердить или опровергнуть информацию. «Я не могу подтвердить это на текущей стадии», — сказал РИА «Новости» представитель концерна Филипп Энч.
В первом квартале следующего года в Крыму планируют запустить первые блоки двух ТЭС в Севастополе и Симферополе. Электростанции позволят полуострову самостоятельно нарастить мощность собственной генерации на около 1 ГВт. Пока же Крым после блокады со стороны Украины получает электроэнергию из Краснодарского края по «энергомосту» мощностью около 800 МВт. Мощность собственной генерации составляет 400 МВт.
«Росстех» мог бы сам произвести турбины, но менее мощные, их понадобилось бы больше и, очевидно, себестоимость электроэнергии была бы выше и на осуществление проекта понадобилось бы больше времени, предполагает Игорь Юшков. Поэтому, по его мнению, если в Крым действительно доставили газовые турбины немецкого концерна, то последствия могут быть следующие: «В таком случае, два важных вопроса сейчас: прописано ли в договоре традиционное условие — возможность разбирательства в международном арбитраже, и сможет ли концерн доказать Еврокомиссии, что у него не было намерений поставлять турбины, зная, что их потом могут перебросить в Крым». По мнению эксперта, если Siemens докажет свою непричастность в случае подтверждения поставок газовых турбин концерна и избежит штрафа, то разбирательство может тихо утихнуть: «Россия — очень привлекательный рынок для Siemens».
Как сообщило РИА «Новости», Еврокомиссия уже взялась за изучение «возможной поставки» газовых турбин в Крым. «Имплементация и обеспечение соблюдения ограничительных мер Евросоюза находится (в компетенции) стран ЕС. Еврокомиссия находится в контакте с компетентными властями Германии по данному конкретному вопросу», — ответил собеседник агентства в Еврокомиссии на вопрос о Siemens.
«Есть все основания полагать, что если то, что произошло, является правдой, то Siemens была серьезно обманута, и это было нарушением контракта, серьезным подрывом доверия и очень сильным ударом по инвестициям в Россию», — сказал агентству «Интерфакс» посол Германии в России Рюдигер Фон Фрич.
Так или иначе, но как заявил министр энергетики РФ Александр Новак, возможный отзыв турбин компанией Siemens никак не повлияет на сроки ввода ТЭС — первые блоки электростанций будут введены в первом квартале 2018 года.
Справка. Концерн Siemens в России также занимается производством грузовых электровозов «Синара», «Гранит» и электропоездов Desiro («Ласточка»). Он же поставляет для РЖД поезда «Сапсан» из Германии. В Воронеже у Siemens есть завод «Сименс Трансформаторы», который выпускает трансформаторы для электроподстанций. Еще один завод компании в Смоленске выпускает люминесцентные лампы. Компания также поставляет в Россию медицинское, светотехническое оборудование и средства связи. В июне концерн подписал соглашения о сотрудничестве с «Роснефтью» и «Газпром нефтью».