76 лет назад ГИТЛЕР напал на СССР. На страну обрушилась страшная беда. Самое ужасное то, что война лишает не только жизни, но и детства. Только представьте, что ваш 10 - 12-летний отпрыск встает к станку или убегает на фронт и воюет наравне со взрослыми. А ведь так и было.
«Язык» в мешке из-под картошкиЗимой 1942-го в Свердловск, где в эвакуации жила маленькая москвичка Марина с мамой, пришло письмо с фронта. Отец девочки - Александр ГУЗОВСКИЙ (разведчик, впоследствии резидент в Алжире и Франции, консул СССР во Франции) прислал ей фотографию и маленькую записку.
- Посмотри, Мариша, это юные разведчики Калининского фронта, - писал Александр Александрович. - Они ходят в разведку наравне со взрослыми, вызнают, сколько у фрицев оружия и танков. За главного у них тот, что в центре. Зовут его Коля, а фамилия - Колобок. Ребята слушаются его беспрекословно, хотя он самый маленький. За свое бесстрашие получил он медаль «За отвагу».
Эту фотографию Марина Александровна бережно хранит. Как и дневники отца, в которых он уже после войны описал первый подвиг ребят-разведчиков:
- Однажды ночью в городе Калинине была объявлена боевая тревога. Послышались орудийные выстрелы. Пронеслась молва, что немцы высадили воздушный десант. Отряд на автосанях был брошен к месту стрельбы, и спустя три-четыре часа в штаб доставили четырех мальчиков. Двое из них запомнились мне на всю жизнь: Вовка Липатов и Сенька Колдаев (по прозвищу Конопатый). Оба они были лет по 11, а остальные по 9 - 10 лет.
Оказывается, мальчики после взятия Калинина обнаружили брошенные немцами два орудия, снабженные боеприпасами. И у них возникла мысль отомстить. Им удалось выпытать у солдат-артиллеристов, как нужно стрелять. Через несколько дней ребята пробрались к орудиям, зарядили их и глубокой ночью дали залп по неприятелю. Ну а дальше все известно.
Мальчишек накормили, отогрели и отпустили, взяв слово, что больше они в «наступление» на немцев не пойдут. Однако через несколько дней Вовка заявился в штаб и предложил свою и друга Семки помощь в разведке. Мол, у них полно в округе родственников и их появление в деревне по ту линию фронта подозрения не вызовет.
Александр Гузовский долго раздумывал о предложении ребят, втягивать их не хотелось. Говорил с матерью Вовки. Дело решилось, когда активность неприятеля на Невельском направлении резко выросла. И нашим во что бы то ни стало нужно было узнать, какими силами располагает враг. Вовку и Семку вызвали в штаб. Взяли с них слово не рисковать. И в январскую ночь 1942 года переправили через линию фронта.
Две недели о ребятах не было вестей. А вскоре связники обнаружили двух парнишек, которые волочили на санках немецкого офицера в мешке. Это оказались Вовка и Семка.
- Я сразу же потребовал объяснения, как они осмелились нарушить приказ, - пишет Александр Александрович. - Но, видя лукавые глаза Вовки, не мог удержаться от смеха и, похвалив ребят за геройство, дал им полную волю изложить обстоятельства дела. Ребята прошли до самого Невеля незамеченными. Днем скрывались в лесу, а на другой день вечером были у цели. Постучались в дом Вовкиной тетки-солдатки. Та сообщила, что у нее живет немецкий офицер, устраивает пьянки, бьет нещадно и часто меняет денщиков. Сейчас спит беспробудно пьяный. Договорились, что ребята останутся, но при первой возможности отправятся к родственникам, живущим подальше от города.
Однако на следующий день офицер обнаружил обоих. Он не высказал никакого подозрения. Когда ребята попросились к нему на работу, немец сказал: «Ну карашо, вы будить у меня служить, помогать мой дурак-денщик».
У Вовки и Семки созрел план: украсть офицера и перетащить его к нашим. Они все продумали, но не знали, где можно перебраться через линию фронта. Поделились с теткой. Она поначалу испугалась, но потом согласилась помогать.
В ночь операции фриц вернулся домой в компании с еще двумя, устроили попойку, после которой гости ушли, а офицер заснул. С хилым тщедушным денщиком быстро справились. Связали, кляп в рот, затем двинулись к пьяному. Скрутили его в три погибели, втиснули в мешок, положили на санки и повезли. В любую минуту они могли натолкнуться на немецкий патруль. Но так как изба была на окраине города, ребята быстро очутились в лесу и в труднейших условиях тащили своего пленника. Все добрались благополучно, в том числе и тетка с дочкой. Оба мальчика были награждены орденами Красной Звезды, а тетка - медалью «За отвагу», маленькая девочка - грамотой. После войны Александр Гузовский нашел ребят и помог поступить в Суворовское училище в г. Калинине. Окончив его, они стали офицерами Советской Армии.
Сросся с винтовкойАвгуст 1941 года. Батальон майора АНДРЕЕВА после кровопролитного боя возле села Любомирка Винницкой области заметно поредел. В пополнение попросились несколько местных колхозников и тощий курносый парнишка.
- Мне тринадцать, взрослый уже! Буду бить фашистов, как все, - с порога заявил Вася Курка. И его взяли.
Поначалу, как и другие мальчишки в военное время, ходил в разведку под видом деревенской сиротки. Но однажды вместе с товарищем нарвался на предательницу. Товарища пытали и расстреляли, а Васе удалось правдиво соврать, что парня этого он не знает, прибился к нему по дороге. Фашисты его отпустили, а мальчишка поклялся отомстить за смерть друга. Его мечта - стать снайпером - вскоре сбылась. Учился у знаменитого уже тогда Максима Брыксина прямо на передовой. Первый практический опыт не удался: Василий выстрелил в макет фрица, чем рассекретил свой пост. Усвоив урок, парень стал учиться еще упорнее, и из него вышел настоящий ас. Однажды пленный фашист признался: у них в руководстве известно про удивительного русского снайпера, у которого тело срослось с винтовкой.
Василий дошел со своим батальоном до Польши и Чехословакии. На чужбине и погиб в бою. 16-летний снайпер устроился на кирпичной трубе, откуда вел прицельный огонь по врагу, а заодно корректировал стрельбу артиллерийской батареи. Но фашистский снаряд прямой наводкой попал в наблюдательный пункт снайпера. Последнее, что он успел сделать, записать на листочке координаты немецкой минометной батареи.
Посланник небес1942 год. Зима. Смоленщина. Партизанский отряд попадает в окружение. Выбраться невозможно, а продовольствие заканчивается. Армейское командование обещает: поможем, пришлем опытного разведчика. В назначенное время в лесу приземлился парашютист.
Подоспевшие к гостю партизаны потеряли дар речи: парнишке в бушлате, ватных штанах и ушанке со звездочкой было лет десять.
- Скоро одиннадцать! - обиделся на недоверчивые расспросы Юра Жданко.
Еще в 1941-м витебский парнишка помог отступающей части Советской Армии найти брод через Западную Двину. Да так и остался в разведроте: возвращаться домой было опасно, там уже стояли оккупанты. Пацана берегли и к делу не допускали, но он сам рвался быть полезным своим. С сумой ходил по окрестным деревням, просил милостыню, а сам поглядывал по сторонам да запоминал, где сколько вражеской техники и солдат. До истории с партизанами получил свою первую медаль «За отвагу»: вывел раненого бойца, который минировал мост, в расположение части. Вот почему к партизанам было решено послать именно Юрку. Сомневался командир только по одной причине: парень ни разу не прыгал с парашютом. Но мальчишка убедил его, что имеет опыт - целых два прыжка. Наврал, конечно. Но когда выяснилось, уже было поздно, нужно было лететь.
К счастью, добрался в партизанский отряд благополучно. И получил новое задание: под видом деревенского мальчишки поселиться в избе, где квартирует немецкий офицер. Сказаться внуком хозяина дома - деда Власа. Найти и выкрасть документы и планы уничтожения окруженного отряда. Удивительно, но удобный случай Юре представился: немец ушел из дома, оставив ключ от сейфа в шинели - мальчишка не вызывал у него подозрений.
Еще через год парень вывел из окружения регулярный батальон Советской Армии. Ни один из взрослых разведчиков не смог найти брешь в кольце врага - несколько человек погибли. А Юре это удалось, за что он получил орден Красной Звезды. В 1944-м 13-летний Жданко был контужен и отправлен в тыл. Вылечился, поступил в ремесленное училище. В 18 его призвали в армию. И Юрий пошел служить, постеснявшись сказать, что он фронтовик, которым год за два идет.
Невидимый герой11-летний Паша ТИТОВ из Витебской области сумел скрыть свои героические дела даже от родителей! Вместе с другими пацанами он спас раненого из обожженного танка.
Ребята спрятали бойца в деревне. Носили еду, воду, даже умудрились приготовить лечебные отвары. А потом помогли уйти к партизанам. В соседнем селе мальчишки пробрались на склад, где фашисты хранили винтовки и пулемет с патронами, передали их своим. Плюс мешок с вражеской формой, которую стырили, пока фрицы купались в реке. Она очень пригодилась для разведки и налетов. Полтора года парнишка как мог боролся с врагом, но его жизнь оборвалась от немецкой пули: фашисты в ходе карательной операции расстреляли всю семью - родителей, Павлика и его маленькую сестренку.
Юный СусанинТихон БАРАН прожил недолгую жизнь, но успел повторить подвиг Ивана СУСАНИНА. Впрочем, начал девятилетний подпольщик с распространения антифашистских листовок летом 1941 года, когда его родную Брестскую область заняли оккупанты.
Потом ушел к партизанам. Однажды пробрался в деревню навестить семью и нарвался на немцев. Мать и сестренок Тихона угнали в Германию, а его зверски избили. Поэтому в лес парнишка не вернулся, остался в деревне.
В январе 1944-го, когда врага уже гнали с советской земли, озлобленные фашисты расстреляли всех жителей, в живых оставив только Тихона. Рассчитывали, что парнишка покажет им дорогу к партизанам, за связь с которыми уничтожали его соседей. Но мальчишка завел их в болото.
Только фактСамым юным сыном полка стал Сережа Алешков. Ему было шесть, когда казнили мать и брата, а его подобрали в лесу наши разведчики.