Международный олимпийский комитет (МОК) еще в 2014 году выработал революционную «Олимпийскую повестку — 2020» — комплекс мер, необходимых для модернизации олимпийского движения. Спустя три года в МОК стали решительно кромсать олимпийскую программу. Зачем?
Придя на смену консерватору Жаку Рогге, президент МОК Томас Бах начертил вектор: Олимпийские игры нуждаются в обновлении, и время больших перемен настало. Первая идея МОК — переход от олимпийской программы, основанной на видах спорта, к программе, основанной на событиях. Что это значит? Изменения в программе должны касаться не видов спорта в целом, а конкретных дисциплин внутри этих видов, иногда даже путем создания искусственных. И вторая — дальнейшее стремление к равноправию полов. В ближайшей перспективе женщины должны составить 50 процентов от общего числа участников Игр (сейчас около 45%).
Еще в августе 2016–го МОК одобрил включение пяти новых видов — бейсбола у мужчин (софтбол у женщин), карате, скейтбординга, спортивного скалолазания и серфинга. Однако выдвижением тех видов занимался оргкомитет Токио–2020, и расширение конкретно этих пяти видов будет действовать только на одну Олимпиаду, после чего они утратят олимпийский статус. Что же добавили на этот раз?
Итак, встречайте: смешанная эстафета 4x400 в легкой атлетике, смешанная комбинированная эстафета 4x100 в плавании, смешанные соревнования в дзюдо, смешанные соревнования в настольном теннисе, смешанные соревнования в стрельбе из лука, смешанные соревнования в триатлоне, смешанные соревнования в стрельбе, командные мужские и женские соревнования в фехтовании, 800 м у мужчин и 1500 м у женщин свободным стилем в плавании, мужской и женский BMX–фристайл, мужской и женский мэдисон в велотреке и баскетбол «3 на 3».
Между прочим, для Латвии такое расширение пойдет на пользу лишь с появлением стритбола, как еще называют баскетбол «3 на 3» — динамичное и зрелищное ответвление традиционного баскетбола, обкатанное на юношеской Олимпиаде — 2010 и первых Европейских играх. Три игрока в каждой команде играют в одно кольцо десять минут или до 21 очка.
Расширение олимпийской программы могло получиться еще более революционным. Просто что–то не включили. МОК рассматривал множество дисциплин и, как ни странно, кое–какие не одобрил: хайдайвинг (прыжки в воду с экстремальных высот), смешанное синхронное плавание, смешанные соревнования в современном пятиборье, смешанные соревнования в таэквондо, гимнастический паркур, 50 м брассом, баттерфляем и на спине в плавании.
А как же быть с условием МОК не расширять количество участников Олимпиады? Все соблюдено. Ради расширения программы некоторым видам спорта придется ужаться. Больше всех спортсменов потеряет легкая атлетика — их квота по сравнению с Рио–2016 уменьшится сразу на 105 человек. Также оптимизация коснется плавания (минус 22 человека), водного поло (минус 18 за счет сокращения числа ватерполистов в заявке), гребного слалома (минус 24), парусного спорта (минус 30), стрельбы (минус 30), тяжелой атлетики (минус 64), борьбы (минус 56) и велоспорта (минус 14 человек из шоссе в пользу BMX–фристайла). Ну и еще кое–что по мелочи: в боксе две мужские весовых категории переданы женщинам, как и три мужские дисциплины в гребле на каноэ и одна в академической гребле, минус весовая категория в тяжелой атлетике. Предполагается, что спортсменов в Токио будет даже меньше, чем в Рио, — на 285 человек.
Что будет дальше? Олимпийские игры продолжат меняться. Традиционные дисциплины все чаще будут уступать место комплексным — командным, смешанным и компилированным. Вероятно, не за горами объединение в одну дисциплину мужчин и женщин не только из одного вида спорта, но и из разных. Например, уже обсуждался вариант командных соревнований по программе триатлона, где водный этап проходит пловец, велосипедный — велосипедист, а беговой — легкоатлет.
МОК посылает четкий сигнал: олимпийское будущее за гибридными дисциплинами, а каждая следующая Олимпиада будет все меньше похожа на предыдущую.
Владимир ИВАНОВ.