За всеми событиями последних дней как-то совсем незамеченной прошла новость о том, что ижевский концерн «Калашников» заключил договор о проведении испытаний улучшенной модификации ракеты «Вихрь». И дело тут не только в том, что ракета эта якобы специально «заточена» под использование на разведывательно-ударных «Аллигаторах» — вертолетах Ка-52 нового поколения. Вспомним, сравнительно недавно производство «Вихря-1» называлось крупнейшим как внутренним, так и экспортным направлением деятельности «Калашникова».
Рожденный летать
В октябре 2015 года мы рассказывали о том, что противотанковый ракетный комплекс «Вихрь-1», предназначенный для уничтожения бронетехники, был принят на вооружение еще в первой половине восьмидесятых, при том, что серийное его производство развернули лишь спустя почти тридцать лет. Среди особенностей этих ракет была не только их сверхзвуковая «прыткость» (сообщалось, что расстояние до цели в четыре километра она может преодолевать за девять секунд) или управление, словно в фантастических фильмах, по лучу или потоку лазера. Управляемая ракета «Вихрь» изначально разрабатывалась для применения именно с авиационной техники — в то время за образцы брались вертолеты Ка-50 и «Супер Грачи» (самолеты-штурмовики Су-25Т, предназначенные именно для борьбы с тяжелой бронетехникой). Отсюда и вынужденная грациозность ракеты — удлиненность (некоторые даже называют ее уникальной) корпуса при жестком ограничении по диаметру и оптимальных аэродинамических качествах.
«У этих ракет большая дальность пуска, их можно применять и днем, и ночью. Кроме того, на них реализован принцип — „выстрелил-забыл“. То есть достаточно оператору или летчику захватить цель, нажать кнопку, и дальше он может не сопровождать ни цель, ни полет ракеты, все происходит в автоматическом режиме. При этом и комплектующие, и предприятия, участвующие в производстве, сейчас относятся исключительно к российской юрисдикции», — рассказывал в свое время член экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии, военный эксперт, полковник запаса Виктор Мураховский.
Немного забегая вперед, стоит отметить, что даже уже после появления в девяностых более совершенной и, скажем так, универсальной автономной ракеты «Вихрь-1М» («бонусом» там шли уже надводные и воздушные цели, живая сила противника и т. д.), по некоторым источникам, было предпринято несколько попыток «пересадить» эти ракетные комплексы на сухопутную технику, вплоть до джипов. Попыток, впрочем, насколько полулегальных, настолько и неудачных. «Вихрь» так и остался прерогативой штурмовиков и боевых вертолетов.
Первый блин с матчастью
Летом 2013 года концерн «Калашников» (тогда еще ОАО «НПО Ижмаш») стал победителем соответствующего конкурса и заключил тринадцатимиллиардный госконтракт на поставку управляемых ракет «Вихрь-1» для оборонного ведомства. Руководство концерна тогда призналось: «это самый крупный для „Ижмаша“ за последние годы государственный контракт на поставку высокоточного вооружения для нужд Министерства обороны России». По условиям контракта, поставки должны были быть совершены до конца 2015 года.
Однако, в середине того самого пятнадцатого года ряд тематических и профильных СМИ разразился заголовками типа «Поставка ракет „Вихрь-1“ сорвана», «Шокирующий провал импорт замещения в российской оборонке» и т. д. Оказалось, замминистра обороны РФ Юрий Борисов публично заявил, что кировский завод «Маяк» (непосредственный производитель ракет «Вихрь-1») не поставил 326 этих ракет («изготовленная матчасть испытаний не выдержана, характеристики не подтверждены, догоночные графики предприятия сорваны») и концерн «Калашников» недопоставил 1972 управляемые ракеты («причиной срыва гособоронзаказа явилась слабая отработка конкурсной документации»).
На самом же концерне объяснили это недоразумение необходимостью переоформления техдокументации в связи со сменой носителя с Ка-50 на Ка-52, который поступил на вооружение армейской авиации в 2011 году. В любом случае, уже осенью 2015 года тот же Борисов подчеркнул: «В течение третьего квартала концерном „Калашниковым“ и кировским заводом „Маяк“ доработана конструкторская документация, получены положительные результаты испытаний, поставки спланированы в соответствии с догоночными графиками. Проблемный вопрос снят».
От Египта до Сирии
Злополучный контракт был выполнен к весне 2016 года и, похоже, упомянутые сложности стали в некотором роде боевым крещением. Ведь практически сразу гендиректор «Калашникова» Алексей Криворучко сообщил журналистам о появлении второго контракта на «Вихрь-1» для Минобороны и еще одного — уже экспортного, с так и не названной страной. К слову, чуть позже стало известно о первом возможном экспорте и Ка-52 — сорок шесть таких боевых машин заказал Египет, сроки поставки — 2017?2019 годы. По словам многих экспертов, это не могло не сказаться и на экспортном спросе на ракеты «Вихрь».
В начале 2017 года было объявлено о том, что «Калашников» намерен перейти на работу в три смены и увеличить на треть основной производственный штат из-за увеличения экспортных заказов. При этом никто особо и не скрывал, что именно управляемые ракеты «Вихрь» являются «крупнейшим экспортным и внутренним направлением в производственной деятельности концерна в последнее время».
И последнее, что касается продекларированного именно сейчас создания (не сегодня — так завтра) уже усовершенствованного «Вихря-1» для оснащения вертолетов Ка-52, то, как известно, буквально на днях телеканал «Звезда» опубликовал видео ликвидации боевиков, пытавшихся выйти из Ракки в районе Хомса и Хамы с помощью именно этих вертолетов и именно этих ракет. По словам журналистов, экипаж одного из Ка-52 с расстояния в восемь километров при помощи управляемой ракеты «Вихрь-М1 ликвидировал находившийся на огневой позиции танк террористов». И как тут не вспомнить слова все того же замминистра обороны Борисова: «Были проведены работы с новой управляемой ракетой „Вихрь“ — очень хорошие результаты по эффективности. Но совершенству нет предела, поэтому у нас есть пожелания по улучшению прицельной дальности. Мы обсуждали как раз с промышленностью эти вопросы, наметили пути решения».