Часть I
Печатным слогом…
Среди бумажных средств украинской пропаганды, ставящих в центр внимания крымскую тематику, нужно отметить журнал «Территория. Крым» и газеты «Кримська свiтлиця» и «Крымское слово».
Информационно-аналитический ежемесячник «Территория. Крым» – проект украинского «министерства правды», запущенный в декабре 2016 г. Известно, что он предназначен для дипломатических кругов стран Запада и издаётся преимущественно на английском языке тиражом 5 тыс. экземпляров. Журнал призван стать инструментом для регулярного вбрасывания проблемы «оккупированного Крыма» в международную информационную повестку.
Общественно-политическая и литературная украиноязычная газета «Кримська свiтлиця» выходила на полуострове давно – с 1992 г. Ещё с тех времён она играла роль рупора малочисленной и маргинальной прослойки украинских националистов Крыма. После вхождения полуострова в состав России газета приостановила деятельность, но вовсе не из-за мнимого «давления» на неугодные СМИ, а вследствие проблем с финансированием. В марте минувшего года редакция «Кримської світлиці», подчинённой украинскому госпредприятию «Национальное газетно-журнальное издательство», перевела редакцию в Киев. На сегодняшний день газета выходит на Украине раз в неделю тиражом 1 тыс. экземпляров.
Газету «Крымское слово» начали выпускать при поддержке «министерства пропаганды» в апреле прошлого года, и с тех пор она выходит еженедельно в количестве 20 тыс. экземпляров. Газета рассчитана на две целевые аудитории – жителей Крыма и Херсонской области. Над выпуском «пропагандистского листка» совместно трудятся сотрудники крымско-татарского агентства «Крымские новости», информационного проекта «Крым. Реалии» и новостного портала «Херсон Онлайн».
А как распространяется эта продукция? Провезти сколько-нибудь внушительную партию этих газет с Украины в Крым проблематично, распространять их можно лишь нелегальным путём. Так что с распространением – туго. А главная проблема для поваров этого пропагандистского варева – нулевой интерес крымчан к такого рода печатной продукции.
Социальные сети как новое поле боя
Западные кураторы украинской хунты быстро пришли к осознанию того, что крымское массмедийное пространство освоено Россией и местному населению созвучен государственно-патриотический взгляд на события в регионе, стране и мире. Вдобавок ко всему вхождение Крыма в правовое поле РФ означало, что средствам антироссийской пропаганды простора здесь не будет. И чтобы воздействовать на общественное мнение в регионе, наши противники сделали упор на информационно-коммуникационные сервисы в Интернете: социальные сети, видеоблоги, мессенджеры для мгновенного обмена сообщениями и файлами.
В крымском сегменте соцсетей появилось множество тематических «проукраинских» страниц и сообществ, ведущих активную антироссийскую агитацию среди пользователей. В качестве примеров можно назвать группы «Крым–Україна» и «Севастополь – українське місто», блог «Крымский бандеровец». С особой интенсивностью предпринимаются попытки повлиять на умонастроения молодых крымчан, привить им чувство неприятия России, навязать экстремистскую идеологию и втянуть в запрещённые организации – от «Правого сектора» до батальонов псевдотатарского «меджлиса».
О чём лают клеветники российского Крыма?
Крымский спектр работы «свидомых» Геббельсов имеет два чётких вектора: дезориентировать население Крыма, а также навязать жителям Украины и западных стран извращённое представление о ситуации на полуострове.
В «крымском дискурсе» украинских пропагандистов чётко различимы главные акценты. Первый – «политические заключённые» и «систематические репрессии» против крымских татар, мусульман, проукраинских активистов и правозащитников на территории полуострова. Второй – «провал» курортного сезона. Третий – «ухудшение» социально-экономической обстановки в Крыму после его возвращения в российское лоно. Четвёртый – «отсутствие перспектив» развития региона из-за непризнания его российского статуса международным сообществом.
С телеэкранов, страниц газет и интернет-изданий киевские дезинформаторы внушают собственным гражданам и мировой общественности, что Россия – это жестокий агрессор и заклятый враг, что в составе РФ Крым превратился в «серую зону» и обречён быть на задворках цивилизованного мира, но его обязательно «освободят» доблестные украинские воины вместе с американскими «коммандос». Намеренно транслируется ложь о положении дел в Крыму, а естественные трудности раздуваются до масштабов катастрофы. Логика проста: если реальная обстановка на полуострове и настроения его жителей не такие, как хотелось бы Киеву, то информацию об этом нужно сфальсифицировать, а затем выдать желаемую картинку происходящего подконтрольным украинским и лояльным западным СМИ. Благо желающих принять и растиражировать подобные «утки» в мире предостаточно.
Фейковые новости фабрикуются в том числе усилиями добровольных информаторов из числа украинских граждан, посещающих Крым. Власти призывают их добывать разведывательную информацию всеми доступными способами
Даже в российское общество через либеральную оппозицию и прозападную прессу современные укрогеббельсы внедряют месседж о том, что Крым – обуза на плечах России, что возвращение полуострова стало причиной всех сложностей, с которыми Российское государство сталкивается в последние годы. Вражеские глашатаи твердят, что именно «крымская операция» Владимира Путина послужила причиной западных санкций и ведет к сокращению российского госбюджета. Если Кремль не «вернёт» Крым, угрожают они, это приведёт к распаду России в результате экономической депрессии и межнациональных противоречий либо к прямому военному столкновению с НАТО, которое наша страна якобы неизбежно проиграет.
На языке «врага»
Примечательно, что большинство украинских средств дезинформации, нацеленных на Крым, действуют на русском языке или в режиме двух-трёхязычия. Стало быть, их хозяева осознали ту фундаментальную истину, что единственный шанс «достучаться» до крымчан – обратиться к ним на русском языке. Данное обстоятельство признают даже самые махровые украинские националисты. Так, замминистра по делам «оккупированных территорий» Украины Георгий Тука по поводу телерадиовещания на Л/ДНР и Крым заявлял, что «большая половина информации должна идти на русском языке», поскольку иначе её никто на этих территориях слушать не будет.
Учитывая градус русофобии в украинском политикуме, есть основания предполагать, что к такому пониманию пропагандисты хунты пришли не без помощи заокеанских наставников.
* * *
Как таковые украинские телеканалы, радио, пресса и интернет-издания, ведущие пропагандистское наступление на Крым, не представляют угрозы для информационной безопасности нового российского региона, но остаются весьма неприятным раздражителем. Они могут иметь разную степень неадекватности, но всех их неизменно объединяет одно – старательное обслуживание интересов своих хозяев, будь то украинские олигархи или западные спонсоры. Удел всех этих укрогеббельсов, продуцирующих антироссийскую истерию – не информирование о реальных событиях в стране и мире, а создание «нужного» контента в соответствии с поступающими указаниями от заказчика. Пожелаем им оглушительного провала на этом поприще.
Подпишитесь на нас