Почему США считают захват Гренландии "абсолютной необходимостью"
Дональд Трамп сделал очередной резкий выпад относительно территориальной целостности других государств. Он заявил о необходимости уступки Данией Гренландии в пользу США.
Гренландия является крупнейшим в мире островом, занимающим площадь в 2,166 млн квадратных километров. Его название переводится с датского как "зеленая земля". При этом 84% территории Гренландии покрыто льдом и снегом. Коренным населением острова является эскимосский народ, инуиты, который, как считается, некогда пришел сюда из Аляски. Эта этническая группа также занимает северные районы Канады.
В давние, доколумбовы времена эту территорию открыли и колонизировали викинги. Затем в 1386 году Гренландию официально аннексировал король Дании и Норвегии. В 1814 году Датско-норвежское королевство распалось. После этого относительно территории Гренландии существовал длительный спор, который окончательно был разрешен в 1933 году. Тогда по решению Постоянной палаты международного правосудия при Лиге Наций остров полностью был закреплен за Данией.
В период Второй мировой войны Гренландия была оккупирована американскими войсками. Американцы навязали Дании договор, по которому на гренландской территории могли дислоцироваться военные объекты США. С тех пор на северо-западе острова дислоцировалась американская военно-воздушная база Туле. Сегодня она именуется Питуффик и административно управляется Космическими силами США.
На данный момент юридический статус острова уникален. Официально считается, что это особая автономная административная территория в составе Королевства Дания. У нее есть собственное правительство, которое во внутренних вопросах формально независимо от Копенгагена. В то же время иностранные дела, оборона, внешняя торговля и финансы по-прежнему находятся в компетенции Дании. Последняя фактически субсидирует экономику Гренландии, которая практически не развивается. И это при том, что остров обладает большими запасами сырья.
Запасы нефти и природного газа на северо-западе и северо-востоке Гренландии оцениваются в 50 млрд баррелей. Кроме того, на плато близ города Нахсак на юге обнаружено, как заявляется, крупнейшее в мире месторождение редкоземельных металлов. Также известны месторождения бурого угля, а в восточной зоне – свинцово-цинковых и урановых руд. В то же время сегодня экономика острова ориентирована исключительно на экспорт рыбной продукции, а также на туризм. Как следствие, около половины бюджета Гренландии формируется за счет субсидий правительства Дании.
Такая ситуация связана с тем, что сам Копенгаген находится в финансовой зависимости от Лондона. Показателем этой зависимости является тот факт, что лишь 2,5% датского золотого запаса, насчитывающего 66,5 тонн, находится в самой Дании. Остальной желтый металл депонирован в Банке Англии. Причем это золото передано Лондону в полное распоряжение. В частности, Банк Англии имеет право использовать его в кредитных операциях с третьими странами на собственное усмотрение. С этой точки зрения Гренландия рассматривается Англией фактически как английская кладовая.
В то же время отсутствие развития Гренландии способствует притязаниям со стороны США. После окончания Второй мировой войны Вашингтон несколько раз делал предложения Копенгагену относительно приобретения у него крупнейшего острова. И Дания фактически уже сделала первый шаг. В 1973 году Гренландия вместе с Датским королевством присоединилась к предшественнице ЕС – Европейскому сообществу. Однако затем в 1985 году вышла из него. Сегодня Дания входит в состав Европейского союза, а Гренландия – нет. Таким образом процедура возможной продажи крупнейшего острова существенно упрощена. Теперь для этого не потребуется формальное согласование со стороны ЕС.
При этом политика США по отчуждению Гренландии преследует сразу несколько целей. Прежде всего ее следует рассматривать в контексте общей политики по формированию североамериканского рынка в составе Соединенных Штатов, Канады и Мексики. Присоединение Гренландии значительно расширяет сырьевую базу этого объединения, а также открывает более широкий доступ в Арктику. Интеграция крупнейшего острова сделает североамериканский рынок еще более привлекательным. Это, в свою очередь, значительно укрепит позиции доллара.
Кроме того, покупка Гренландии, как и более широкая интеграция Канады с США, подорвет позиции Англии. Формально Соединенное Королевство выступает "партнером" Соединенных Штатов. На практике же часто выступает конкурентом.
Наконец, покупка острова усилит привязку Европейского союза к США. Ресурсная база Евросоюза крайне ограничена, а потеря доступа к Арктике еще больше ее сузит. В этом случае ЕС окажется в полной зависимости от США, как источника сырья.
Именно в этом контексте следует рассматривать заявление Трампа. Остается только наблюдать, как дальше будет разворачиваться битва "партнеров".