«Сижу и рыдаю». Подростка, поджегшего друга в сарае, отправят в спецшколу
Поставлена точка в деле сгоревшего в запертом сарае 12-летнего Альберта Умбетьярова из Раменского. Спустя полтора годы борьбы маме погибшего удалось добиться наказания виновников в гибели ребенка: суд определил отправить их на три года в закрытую спецшколу. По своему режиму это учреждение похоже на колонию для несовершеннолетних преступников.
«Сам себя сжег»
Полтора года мать погибшего мальчика Кристина Умбетьярова добивалась справедливости. Уголовное дело возбуждали, потом прекращали, снова возбуждали и снова прекращали с формулировкой, что виновников в гибели Альберта нет — он сам себя поджег. Напомним, что трагедия произошла 19 мая в поселке Дубовая Роща, что под Раменским. Юный дзюдоист, призер множества соревнований Альберт Умбетьяров после школы отправился гулять с приятелями, 13-летними Ильей и Костей (имена изменены).
За несколько дней до этого Альберт победил Илью, занимавшегося борьбой, в спарринг-бое и, возможно, проигравший мальчик затаил обиду на победителя. Потому что иных причин делать недоброе Альберту у ребят не было. Они заперли его в деревянном сарае и забили дверь гвоздями. Этот факт установлен, он зафиксирован в материалах уголовного дела, имеющихся в распоряжении редакции aif.ru. Запертый в тесном помещении мальчик дергал дверь и просил выпустить его. И тут сарай вспыхнул, словно спичка. Альберт сгорел в жутком пламени, по словам матери, его скелет собирали по кусочкам.
Кто же поджег сарай? Очевидцев произошедшему не было. Но жители Дубовой Рощи утверждали, что мальчики сразу рассказали, что Костя забивал дверь гвоздями, а Илья поднес спичку. Но ребята на допросах уверяли полицейских, что Альберт поджег себя сам. Эта версия и стала основной в следствии. Уголовное дело по этой причине и закрыли весной.
Аif.ru много писал об этом деле. В том числе и о прекращении уголовного дела. Спустя два дня после этой публикации председатель СКР Александр Бастрыкин поручил возобновить производство по делу о гибели Альберта. Казалось бы — победа. Но в июле уголовное дело снова прекратили и, казалось, на этот раз окончательно.
«Мне в полиции сразу сказали, что так и будет, — признавалась в интервью aif.ru Кристина Умбетьярова. — Но я все равно надеялась на справедливость и тщательное расследование. В деле десятки несостыковок. Так и не было установлено, что стало источником возгорания, как этот источник оказался внутри сарая, чему, кстати, не нашлось ни доказательств, ни свидетельств. Показания детей разнятся. Ни на один из моих вопросов так ответы и не были получены».
«Матери не стал сообщать»
Убитая горем мать пыталась как-то жить дальше. Она обратилась в администрацию Раменского с просьбой разрешить провести турнир по дзюдо памяти Альберта. Власти согласовали и поставили его в календарь спортивных событий на 2025 год. Казалось бы, остается только так хранить память о трагически погибшем ребенке, а о попытках добиться справедливости придется забыть.
Кристина не подозревала, что в июне депутат Госдумы Артем Метелев узнал о том, что виновники ужасной смерти Альберта так и не наказаны.
«Я с этой ситуацией был знаком еще с прошлого года, когда все случилось, — пояснил aif.ru Артем Метелев. — Но тогда многие кто включился в это дело и я думал, что оно уже решено. А летом мне подруга сообщила, что ничего не решено и мама продолжает биться об закрытые двери».
Депутат признался, что эта информация его шокировала. Как же так — виновные в мученической гибели ребенка мальчики гуляют на свободе, а его мать полтора года безрезультатно пытается добиться справедливости?
«Я обратился в Генпрокуратуру РФ, чтобы подростков все же привлекли к ответственности, — продолжил депутат. — Но матери мальчика не стал сообщать об этом, решил сначала дождаться результата. Потому что он был не очевиден, судя по тому, как дело волокитилось. Итог мог быть совсем иным, и я решил, что маму лишний раз не надо расстраивать».
После депутатского запроса раменская полиция вышла в суд с иском о направлении ребят, причастных к гибели Альберта, в спецшколу. Такая мера наказания прописана в российском законе для правонарушителей, не достигших возраста уголовной ответственности. Но в последние годы применяется крайне редко, только в исключительных случаях. Раменский суд решил, что случай с Альбертом Умбетьяровым — исключительный.
«Исковое заявление МУ МВД России "Раменское" — удовлетворить, — написано в тексте решения суда. — Направить несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа сроком на три года, предварительно поместив его в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по г. Москве на время, необходимое для доставления несовершеннолетнего в указанное учреждение».
Две прекрасные новости
Такая спецшкола — это, конечно, не колония. В них детей учат, дают специальность, а на каникулы они могут даже поехать домой. Но это все равно лишение свободы. Причем на три года — максимально возможный по закону срок. В спецшколу поместят лишь одного из двух подростков. Второго нельзя — по состоянию здоровья.
Примечательно, что Кристина Умбетьярова узнала об этом из СМИ. И сначала, по ее собственному признанию, даже не смогла поверить. Решила, что фейк. Но на следующий день ей пришло официальное уведомление из Следственного комитета.
«Это правда! — написала Кристина на своей странице в соцсети. — Спасибо огромное ВСЕМ кто помогал нам эти месяцы добиться справедливости. Да это не колония, но и этого они могли избежать, и остаться безнаказанными. Просто сижу и рыдаю».
Юных правонарушителей из Московской области обычно суд направляет в специальное учебно-воспитательное учреждение, расположенное в городе Щекино Тульской области. Там ребятам организуют экскурсии в зоопарк и музеи, поездки в другие города, с ними работают социальные педагоги и психологи.
Новость о решении суда совпала с другим радостным для семьи Умбетьяровых известием. На днях Кристина сообщила своим подписчикам, что они с мужем ждут ребенка. Ее поздравили почти две сотни человек.