«Еще немного — и будет нечего есть»: как цыгане в России переживают пандемию
Цыгане – одно из самых многочисленных и наиболее загадочных этнических меньшинств в Европе и мире. Их коммуны разбросаны по всей планете и в большинстве случаев это достаточно закрытые как физически, так и социально поселения. В Международный день цыган, который отмечается 8 апреля, редакция iReactor попыталась разобраться, как общины переживают пандемию коронавируса, успевшую нанести серьезный удар по привычному укладу жизни большинства государств мира.
По данным СМИ, в Болгарии, где сосредоточено большое количество цыган, из-за коронавируса начали вводить ограничительные меры на передвижение. Например, в городе Казанлык полиция проверяет документы у всех, кто въезжает или выезжает из района. Также цыганские районы перекрыты в Сливене и Романе. По заявлениям властей, это делается, чтобы обезопасить как жителей общины, так и других горожан.
В России подобные меры не вводятся. На цыган распространяются все ограничительные рекомендации, никаких специальных требований, по официальным данным, не применялось. Как и во всем мире, в России цыгане в большинстве случаев живут закрытыми общинами.
Источник: Федеральное агентство новостей – Bладимир Тулин
В беседе с iReactor Надежда Деметр, президент Федеральной национально-культурной автономии российских цыган, рассказала, как переживают в общинах самоизоляционные и карантинные меры.
Конечно, мы живем скученно. И тут есть проблемы другого характера. Те, кто живет компактно, каждый день ходят и делают какую-то работу. Ходят, собирают металлолом, сдают его, еще что-то. А сейчас никто не выходит, нет подушек безопасности. Так что очень многие уже на грани: еще немножко, и будет нечего есть. Но мы пытаемся что-то сделать, посылать волонтеров. В Московской области пока это неплохо обстоит, а в других – пока сказать сложно, – рассказала Деметр.
С Деметр согласен директор Музея кочевой культуры Константин Куксин. Правда, по его словам, коронавирус, вероятнее всего, существенно изменит уклад жизни цыган, ведь людей, с которыми они, например, общаются на улицах, стало значительно меньше.
Вряд ли цыгане будут ходить по электричкам, потому что поезда теперь ходят пустые. Вряд ли цыгане будут активно бродить по площадям, потому что площади опустели. По ним, конечно, это ударит, потому что они связаны с этносом, в котором живут. Они заинтересованы, чтобы людей было много, чтобы люди были расположены к общению. Многим из них будет нелегко, – считает этнограф.
Свои и чужие
Из-за обособленности, социальной закрытости и исторического наследия кочевничества существует мнение, что многие цыганские общины живут по принципу гостей, не участвуя в жизни городов и социума в целом. На этом фоне сложилось мнение, что подобный, достаточно отшельнический, образ жизни может привести к пренебрежению рекомендациям по защите от вируса. Но, по словам Надежды Деметр, жители общин защищаются также, как и все остальные граждане страны.
Естественно, мы стараемся не подцепить этот вирус, соблюдать все те рекомендации, которые должны соблюдать. Все то же самое, что у всех, – рассказала собеседница iReactor.
Однако по словам антрополога, доцента кафедры антропологии МГУ им. М.В. Ломоносова Станислава Дробышевского, вероятность, что культурные особенности могут привести к отказу соблюдать рекомендации по защите, все же достаточно велика. С ним согласен и этнограф Константин Куксин. По его словам, цыгане делят всех на своих и чужих, а правила чужих совершенно не обязательны к исполнению.
Цыгане четко делят всех на «нас» и «вас» – гадже. И это сложилось исторически как и то, что для цыган запрещено воровство внутри своей общины. Цыган цыгана никогда не обманет. И поскольку гадже поступают с цыганами нечестно, как они уверены, то все их законы для цыган недействительны. Так что для цыган совершенно нормально игнорировать все эти постановления, связанные с коронавирусом, – рассказал Куксин.
В то же время из-за закрытого и обособленного образа жизни цыгане могут оказаться меньше других подвержены заразе, считает Станислав Дробышевский. Отсутствие работы, людей на улицах и в целом социальных связей, о которых говорил Куксин, так или иначе заставит цыган самоизолироваться.
Они в принципе закрытые и изолированные, так что к ним эта зараза может и не попасть. Но часть таких групп из-за подвижности натыкается на носителей, заражается и может и заболеть.
Если они замкнутые, то к ним зараза не попадет. Но цыгане замкнутые, скорее, социально. И они переживают так же как и все другие, – считает Дробышевский.
Источник: Федеральное агентство новостей – Bладимир Тулин
Сегодня на территории России, по некоторым данным, проживает несколько сотен тысяч цыган. Как утверждают в Институте демографии НИУ ВШЭ, в стране к 2015 году проживало более 205 тысяч представителей этой народности. Статистики на 2020 год в свободном доступе нет.
Цыгане часто попадают в информационную повестку в связи с различными инцидентами. Например, несколько лет назад в Тульской области власти снесли незаконно построенный поселок, и по словам Надежды Деметр, такие ситуации происходят по всей России. Помимо этого, одни из основных стереотипов, связанных с цыганами – их участие в преступных организациях, торговле запрещенными веществами и попрошайничестве. Тем не менее, огромное количество представителей цыганского сообщества известны по всему миру своей творческой, а нередко и правозащитной деятельностью.