Что почем. В Петрозаводске работает традиционная сельхозярмарка
Текст: Ольга Малышева
«Ярмарка местечка Сорочинец, кипела народом, поспешавшим со всех окрестных и дальних хуторов», — описывал знаменитую Сорочинскую ярмарку Николай Васильевич Гоголь. Наше "местечко" в районе пересечения проспекта Октябрьского и улицы Инженерной не кипит, хотя народ тут, конечно, есть, потому что именно здесь развернулась традиционная сельскохозяйственная ярмарка.
«Мы каждый год бываем на осенней ярмарке, — говорит петрозаводчанка Валентина Николаевна. — Нравится, что здесь можно выбрать, пробовать продукцию. Закупаем обычно овощи для заготовок и обязательно какой-нибудь рыбный деликатес. Какой купим в этом году, еще не знаем, не успели посмотреть. Сначала — к капусте, картошке и морковке».
Этими овощами торгуют с машин местные производители. Крепенькие кочаны капусты у них по 30 рублей за кило, картофель по 30 и 35 рублей. Очередей нет, но покупатели постоянно подходят.
В овощных рядах помидоры от 45 до 150 рублей, морковь по 40 рублей, лук —35, яблоки — 80, 95, 110 рублей — подешевле, чем в магазинах. Есть перец, баклажаны, кабачки, тоже чуточку дешевле, так что Валентина Николаевна со своим мужем смогут сэкономить, не знаю только, на какой деликатес: хорошая рыба у нас уже давно значительно дороже хорошего мяса.
Глаза же в рыбных рядах разбегаются: копченые морской окунь и зубатка по 850 рублей, хариус камчатский и таймень — по 1150 рублей, филе осетра — 1250, кижуч и палтус холодного копчения по 1450 рублей, чавыча — 1750 рублей. И это не предел, есть рыбка и по 4 тысячи с лишним. Если она вас заинтересовала, сходите сами: свидание с редкостью должно быть очным.
«Идите к нам, у нас хорошая рыба, — приглашает Артем. — Наша, карельская».
Перед ним на прилавке — большущая семга, окунь, щука и популярная в Карелии ряпушка (180 рублей). У соседей продается по 160, но эта крупнее (как тут не вспомнить Михаила Жванецкого с его раками по 3 и по 5 рублей).
Артем продает продукцию магазина, в котором работает. Все ему здесь нравится. «Ярко, весело, общение...» — перечисляет он преимущества ярмарочной торговли.
А вот Людмила, которая уже не первый год привозит в Петрозаводск белорусские колбасы, сало и мясные деликатесы, считает, что организаторы недоработали. Она только что с ярмарки в Выборге: «Вот где было празднично: играла музыка, выступали певцы и танцоры, жителей города постоянно приглашали в торговые ряды. В Петрозаводске же — тишина...»
Впрочем, белорусские товары и без песен давно пользуются успехом у петрозаводчан. Возле прилавков люди прицениваются к салу, сливочному маслу, колбасам.
«Я специально пришла, чтобы сало купить, — говорит Наталья. — Мне белорусское нравится».
Цена от 750 до 800 рублей ее не смущает: «Дороговато, конечно, зато можно выбрать по вкусу»,— продолжает она, пробуя кусочек солонины, протянутый ей на ноже.
Марина и Владимир из Новой Вилги тоже постоянные посетители ярмарок.
«Здесь можно торговаться, и мне это нравится, — говорит Марина. — Мы только зашли и уже сторговали четыре головки чеснока. Одну продают за 60 рублей, мы купили четыре за 130! Неплохая экономия. Так что надо торговаться, это очень интересно, попробуйте».
«Вы из Новой Вилги? — обращается она к фермеру. — Мы тоже! Вы должны дать нам скидку!» — показывает образец поведения на ярмарке Марина.
Свежим мясом торгуют карельские фермеры. Говяжья вырезка за 800 рублей, мясо на косточке — 600 рублей, фарш — 680, а кости с остатками мяса идут за 130 рублей.
Рядом телятина за 650, свинина за 400. Продукция выглядит привлекательно, но покупателей нет.
«Говорят, дорого, но ведь и нам она обходится недешево, попробуйте вырастить корову или свинью. Сколько надо потратить только на один корм! — сетует Елена Николаевна. — А еще здесь на ярмарке надо пройти контроль, получить документы — это тоже траты. Не говоря уже о плате за место: нынче оно стоит 17 тысяч за десять дней. В прошлом году место на ярмарке стоило 600 рублей в день, в этом году почти в три раза дороже. Почему так?»
Я ответ на этот вопрос не знаю, и мэрия продавцам ничего не объяснила, никаких выкладок им не предоставила: 17 тысяч — и точка.
Лика, пчеловод из Туапсе, тоже недоумевает. В Петрозаводск она приехала с ярмарки во Всеволожске Ленинградской области. Там торговое место стоило в два раза дешевле.
«Мед у нас со своей пасеки, качественный. Мы специально на баночках пишем «Туапсе», чтобы люди запомнили, какой мед они покупали, и приходили за ним в следующий раз, — говорит она. — Но покупателей не так много, как хотелось бы. Люди говорят, что уже запаслись медом. Я думаю, что коммерческие ярмарки надо проводить после сельскохозяйственных, чтобы дать преимущество производителям продукции, пчеловодам в частности, а не перекупщикам».
В понедельник торговля на ярмарке шла небойко. Лишь у одного прилавка, где продавали шерстяные вязаные изделия, столпился народ.
«Вот что значит сделать правильный выбор», — я щелкнула фотоаппаратом и тут же услышала окрик продавца: «Какое право вы имеете снимать меня без моего разрешения?»
«Помилуйте, вы пришли в общественное место, на ярмарку, выложили товар на всеобщее обозрение, почему я не могу сфотографировать ваш прилавок?»
Да, народ стал у нас пуглив и подозрителен.
Желание рассматривать и покупать что-либо пропало: пусть зима подождет.
Тем более о летне-осенних заботах напоминают торговцы разнообразной садовой рассадой. Светлана, например, привезла саженцы из Сортавальского питомника. «Посмотрите, какие груши! Мы продаем их от 800 до 1000 рублей! Скидку можем дать. Отличные районированные яблони, черная смородина, облепиха...» — перечисляет она свой товар. Тут же в ряду можно купить тую, хвойники.
Кому дачные заботы неведомы, с удовольствием приценивается к дарам леса. Пятилитровое ведерко брусники идет за 1200, клюквы — за 1500 рублей.
Я не цветовод, но пройти мимо шикарной «клумбы», устроенной из горшков с хризантемами, просто невозможно: самые разнообразные по форме, цвету и все очень красивые! И фея рядом с ними.
«Сейчас самое время их высаживать», — дает она советы очередному покупателю.
«А не замерзнут?»
«Посадите их в теплицу», они там хорошо приживутся. Поздно осенью срежьте, если будет холодно, прикройте укрывным материалом. А когда выпадет снег, его снимите и засыпьте цветок снегом. Не лапником — может замерзнуть, не сеном — сгниет, а снегом. Весной он растает, увлажнит почву, и растение будет полито, оно раньше оживет, будет крепче».
Оказалось, что Надежда Августовна из Деревянного. Их три сестры. Восемь лет назад они поехали в Санкт-Петербург, в питомник «Росток», закупили целую машину самых разнообразных хризантем. Поделили растения между собой и стали выращивать. За восемь лет успели обменяться друг с другом, так что теперь у каждой есть все сорта. На ярмарке торгуют по очереди, обязательно дают советы, как правильно ухаживать за цветами: из книг и интернета, но главное, из личного опыта. У цветов есть цена, а советы бесплатны и бесценны.
Жаль, не спросила Надежду Августовну, как зовут ее сестер. Мне кажется, что их должны звать Вера и Любовь.
Сельскохозяйственная ярмарка на пересечении Октябрьского проспекта и Инженерной улицы открыта с 10 до 19 часов. Работать она будет по 9 октября. Кстати, автобусный маршрут № 25 временно продлен до улицы Инженерной.