«Вольной Кубани» 105 лет: наши судьбы переплетены…
Они были первыми
Газета вышла в очень сложное время. Еще бушевала Первая мировая война, втянувшая в свое гигантское горнило десятки стран, и в окопах немерено проливалась кровь.
Но по всей России нарастало революционное движение. «Прикубанская правда» утверждала, что войну кончат народы. Она писала: «Это казалось утопией, несбыточной мечтой кучки фантазеров. А теперь это могут отрицать только безнадежные слепцы или те, кто явно стремится затянуть бойню, кто на потоках крови строит свое личное благополучие».
Содержание уже самого первого номера газеты ярко свидетельствовало о том, что эта газета — народная, что она намерена и впредь жить интересами простых людей. Газета просила солдат и рабочих сообщать ей о своей жизни, об условиях труда на фабриках и заводах. И вот этой своей готовностью жить вместе с народом, знать его чаяния и защищать его позицию газета сразу взяла высокую планку и для себя, и для тех, кто выпускал ее в последующие годы.Своим рождением газета возложила на нас, прежних и нынешних потомков, и другую очень непростую задачу — всегда быть первыми, главными или, по меньшей мере, одними из главных. Это очень тяжелый труд, как и сама жизнь не зрелище и не праздник, она ничего не дарует без напряжения и усилий. И газета всегда, все десятилетия, старалась оправдать свое предназначение. Она вместе с народом окончила Первую мировую войну, пережила Октябрьскую революцию, боролась в Великую Отечественную, восстанавливала народное хозяйство! Но однажды…
Испытание
Начало
— Газете — быть! Но уйти на вольные хлеба!
Одним из подписчиков в письме даже было подсказано и новое название газеты — «Вольная Кубань».
Решение было принято!
Но это было не самым главным. Важно было устоять. А царившая тогда мрачная грозовая атмосфера в прямом смысле ломала людей. Всех потряс случай с первым секретарем Курганинского райкома партии Зоей Боровиковой, которая, не выдержав травли, с обрыва бросилась в Кубань. Случай был единичный, но тысячи людей остались с переломанной судьбой и искалеченными сердцами. Разум тоже отказывался понимать происходящее.
Выживали только сильные духом. И именно такие люди оказались на тот момент в редакции «Вольной Кубани». Более того, это был цвет кубанской журналистики — Владимир Колесник, Александр Осташевский, Александр Гикало, Евгений Сацункевич, Виктор Анфиногенов, Ольга Цветкова, Федор Безрук. У каждого за плечами огромная школа журналистики, а у некоторых и немалый опыт управленческой работы.Это редкие не только для Кубани, но и для всей России мастера журналистского дела. Каждый из них
В новых условиях редакция сама стала параллельно с выпуском газеты заниматься коммерческой деятельностью. Торговали книгами, лосьонами, кремами, биодобавками. Кстати, тот «Сплат», производимый в Сочи и реализуемый в редакции, люди вспоминают и сейчас. Такого препарата по цене и качеству сегодня днем с огнем не сыщешь…
Но самое, пожалуй, главное — была создана принципиально новая, мощная экономическая и рекламная служба, которую все эти годы возглавляет Тамара Бойко. А также был взят курс на расширение редакционного производства — выпуск новых СМИ.
Вместе с народом
Тем временем жизнь продолжала испытывать народ Кубани на прочность. Распадались предприятия, и люди массово оставались без работы и без зарплаты. Отдельные небольшие доходы не решали всех насущных проблем. По себе зная, как сложно жить в подобной ситуации, редакция открывает беспрецедентный по тем временам проект. Она отдает целые полосы в газете теме семьи, земли и урожая. С таким названием вскоре выходит и дочернее издание газеты — журнал «Семья. Земля. Урожай», на страницах которого народ делится друг с другом секретами выращивания на своем участке овощей и фруктов, получения высоких урожаев, ну и, конечно же, вкусными рецептами заготовок продуктов на зиму. Оказывал журнал и другую неоценимую помощь — печатал народные рецепты лечения, которые тогда, в силу нехватки денег на приобретение лекарств, были очень востребованы. Помню, как ни приедешь в то время в станицу, люди отзывались об этом журнале и об этой полосе в газете с огромной благодарностью. Так газета помогала людям реально выжить!
Невосполнимая утрата
Конечно, падение экономики — большая беда и для страны, и для нашего края. На ее восстановление уйдут еще годы и годы. Но, как говорится, все на свете можно исправить, кроме смерти. Жгучей болью полоснула по нашим сердцам война в Чечне.
Каждая статья о нашем погибшем земляке оплакивалась всей редакцией, и особенно Ольгой Цветковой, которая готовила большинство статей на эту очень трудную для сердца тему. Многим журналистам доводилось принимать участие непосредственно в похоронах. В памяти запечатлелась жуткая картина того времени: погибшие ребята, сами еще дети, не оставившие после себя детей, их враз постаревшие матери в траурных одеждах и охапки красных гвоздик… Особенно больно было смотреть на эти гвоздики зимой, когда землю укрывал кристально белый снег. Природа словно показывала нам, людям, что она чиста, это мы поливаем ее кровью, в которой она не нуждается.
Чтобы увековечить память о ребятах, не вернувшихся домой, редакция приняла решение не ограничиваться только отдельными статьями, а издать о них книгу «Помним о вас». Редактировал ее Александр Гикало. Помню, в процессе работы он часто выходил из кабинета и прохаживался по коридору. Однажды признался:
— Так тяжело, порой не выдерживаю. Сердце надрывается…
Так и есть. Любую боль сотрудники редакции пропускают через свое сердце, поэтому наши читатели всегда могут рассчитывать на наше сочувствие, милосердие и сострадание.
Кто в доме хозяин?
Конец девяностых годов ознаменовался для Кубани жутким переделом собственности и невиданным разгулом криминала, который откровенно пытался поставить на колени даже глав администраций городов и районов и руководить ими в угоду себе любимому. Так, ранним утром, выходя на работу через калитку своего дома, подорвался на гранате глава Кореновского района Николай Хворостина. По заданию главного редактора выезжаю на место трагедии. В белоснежной палате в белых одеждах совершенно изможденный, с обескровленным лицом лежит Николай Иванович. Тогда никто и предположить не мог, что именно с него начнется целая серия покушений на глав администраций городов и районов.
Хворостина остается оптимистом, пытается шутить, несмотря на боль. Все его тело изранено десятками мелких осколков, которые впоследствии врачи будут извлекать в течение целого ряда тяжелейших операций. «Вольная Кубань» ведет собственное расследование, призывает правоохранительные органы найти убийцу, но следствие затягивается… Главный редактор газеты, учитывая мнение читателей, принимает решение объявить Николая Хворостину «Человеком года Кубани». Он лично едет в Кореновск и вручает поправляющемуся
Но на этом участие «Вольной Кубани» в судьбе Николая Хворостины не заканчивается.
Но покушения на глав городов и районов не прекращаются. Из гранатомета расстреливают квартиру главы города Туапсе Галины Джигун. Взрывают ее автомобиль. К счастью, сама глава после каждого покушения остается в живых. Но почему это происходит?
«Вольная Кубань» снова держит руку на пульсе всех событий, ведет свое журналистское расследование. Но если главам Кореновского района и города Туапсе, к счастью, удается остаться в живых, то в Кущевском районе преступники в упор во дворе районной администрации расстреливают главу Бориса Москвича. Расследование этой трагедии растягивается, увы, на годы и не приносит должного результата.Как показало тогда расследование «Вольной Кубани», в районе действует преступная группировка, которая лишает жизни не только главу района, но и фермеров, а также их детей. Еще в то время «Вольная Кубань» вместе с «Комсомольской правдой» приходит к выводу о том, кто стоит за преступниками, называя имена главарей. Но… К великому сожалению, к мнению журналистов газеты и ее главного редактора компетентные службы не прислушиваются. И сегодня только остается сожалеть по этому поводу. Ведь той трагедии, которая позже всколыхнула всю Россию и унесла в Кущевской жизни двенадцати человек, среди которых подростки и грудные дети, могло бы не быть…
Заглядывая за горизонт…
Жизнь показывает, что средства массовой информации чаще всего становятся зеркалом, отражающим действительность. «Вольная Кубань» — не исключение. Но у газеты есть другая потрясающая способность — предвидеть будущие масштабные для Кубани проекты. Приведу лишь один пример.
Собственный корреспондент в Сочи Игорь Сизов по заданию редакции держал эту злободневную тему на контроле. Редакционные статьи отправлялись в краевые властные структуры и даже в Москву с предложением обратить пристальное, действенное внимание на этот уникальный уголок Кубани. ИТеперь уже многие годы сочинскую Красную Поляну знают не только на Кубани, но и в России в целом, и далеко за ее пределами. И не только потому, что сюда приезжает наш президент Владимир Путин. Любят этот райский уголок и президент Беларуси Александр Лукашенко, и другие известные личности.наконец-то (не только благодаря газете) проблемой в Москве заинтересовались, и строительство пошло в гору.
Но не это главное. Важно, что Красную Поляну облюбовали простые жители Кубани и страны и у них есть возможность достойно отдохнуть. Вот и в эти новогодние праздники там яблоку негде было упасть…
Школа жизни
Все эти годы, находясь на вольных хлебах, «Вольная Кубань» прежде всего остается популярным
Тот, кто работал в «Вольной Кубани», прошел редкую школу мудрости, которая выражается в беспредельном уважении к человеку и в соблюдении главного правила: если тебе доверили — это доверие оправдай. Другого просто не может быть!
Эх, заглянуть бы в будущее и узнать, какие же перемены ждут всех нас! Но, к сожалению, а может быть и к счастью, это невозможно. Однако возможно сегодня и сейчас загадать заветное желание, чтобы «Вольная Кубань» выходила в свет еще не одно столетие! Так что многая лета тебе, родная газета. Сколько жить нашему благодатному краю, столько жить и тебе, ибо нет Кубани без «Вольной Кубани»! Наши судьбы переплетены, как хлебные колосья, и только вместе мы можем вырастить хороший урожай — жизнь, достойную каждого кубанца.
Татьяна СОЛОВЬЕВА.
С 1997 по 2001 год собственный корреспондент «Вольной Кубани»,
заслуженный журналист Кубани, кандидат социологических наук.