Четыре комнаты Севморзавода
Что стоит за этими словами, пока непонятно. Но пока завод сохраняет статус-кво, ForPost решил посетить музей Севморзавода, бережно хранящий историю предприятия, вернее, историю самого Севастополя.
Вначале была эскадра
Музей Севморзавода состоит всего из четырех небольших залов. В них расставлены немногочисленные артефакты различных периодов истории предприятия, среди которых броня неназванного броненосца, оригинальные закладные доски Алексеевского и Александровского сухих доков, герб СССР с крейсера «Молотов».
В отдельном кабинете стоит кресло с этого боевого корабля, в которое присаживался товарищ Сталин при посещении «Молотова». В основном экспозиция состоит из гравюр, картин, фотографий и макетов, которые демонстрирует огромный путь, который прошел завод за свои почти два с половиной века.
Рассказ о Севморзаводе начинается с фразы, которую слово в слово повторит каждый житель Севастополя, разбуди его среди ночи: майским солнечным утром 1783 года в пустынную Ахтиарскую бухту вошла эскадра кораблей Азовской военной флотилии под командованием вице-адмирала Федота Клокачева.
Она настолько вбита в память, что когда слышишь ее в очередной раз, мысленно повторяешь за оратором.
Поскольку корабли нуждались в обслуживании, одновременно с обустройством города на западном берегу Южной бухты началось строительство кузни, которая и стала первой производственной площадкой будущего Севморзавода.
Основной проблемой деревянных кораблей того времени были черви-древоточцы и ракушки. Боролись с результатами их деятельности способом килевания – заваливали корабль на борт на специально подготовленном участке и ремонтировали корпус.
Первым отремонтированным в Севастополе кораблем стал трехмачтовый парусный корабль «Хотин». Донесение о его ремонте считается началом деятельности старейшего севастопольского предприятия.
Помимо судоремонта к концу XVIII века севастопольские корабельные мастера приступают к строительству судов – вначале небольших гафельных шхун, а позже бригов, корветов, фрегатов, включая легендарные бриг «Меркурий» и корвет «Оливуца».
С ростом численности кораблей Черноморского флота обслуживать их в стесненных условиях стало проблематично. Поэтому по инициативе командующего флотом Михаила Лазарева производство решили перенести на восточную часть Южной бухты.
Началось строительство пяти сухих пятикамерных доков. Три ванны предназначались для линейных кораблей, две – для фрегатов и корветов.
Для реализации проекта пришлось срыть часть скалы, а для заполнения доков водой – построить 20-километровый водовод из реки Черной. Параллельно с этим вокруг доков стали возводить мастерские.
Закончили строительство в 1850 году, но усилия были оправданы: Россия получила гидротехническое сооружение такого класса, которого в то время не было ни у французов, ни у англичан.
Печально, что проработал комплекс недолго – Крымская война заставила корабелов переключиться с судоремонта на ремонт пушек и производство пуль. После захвата Севастополя союзники сняли с доков все самое ценное, включая гранитную облицовку, семь дней завозили в них заряды и в итоге взорвали.
От дерева к металлу
Крымская война закончилась Парижским мирным договором, согласно которому России запрещается держать военный флот в Черном море. Севастопольское адмиралтейство переходит под эгиду «Русского общества пароходства и торговли» (АО «РОПиТ»).
Эра деревянных парусных кораблей закончилась, и им на смену приходят обшитые металлом пароходы. АО «РОПиТ» начинает строить и обслуживать такие суда.
После отмены запрета на содержание военного флота в Черном море адмиралтейство вновь переключается на заказы оборонного ведомства. В 80-х годах XIX века со стапелей завода на воду сходят первые броненосцы типа «Екатерина II» – «Чесма» и «Синоп».
Новые большие мощные корабли нуждаются в таких же доках. Поэтому в 1886 году вводят в строй док «Алексеевский», а в 1887 году – «Александровский».
В 1914 году в Инкермане вводят третий и самый большой гидротехнический объект завода – аварийный док императора Николая II. Позже эти доки получат названия «Западный», «Восточный» и «Северный».
В период череды революций, Первой мировой и Гражданской войн завод с перманентным успехом продолжает выполнять свою работу – строить и чинить корабли, в том числе сил интервентов.
Годы смуты приводят завод к упадку. Молодое советское государство получает в наследство разграбленное предприятие с остатками поврежденного или уничтоженного оборудования. Аналогичная ситуация с флотом. Чтобы дать людям работу, завод начинает производить лопаты и чайники, разбирать старые броненосцы, ремонтировать автомобили и паровозы.
Но и основной профиль предприятие не забывает. В 1923 году судоремонтники полностью восстанавливают крейсер «Память «Меркурия», который получает имя «Коминтерн». За это завод получает свой первый орден – Трудового Красного Знамени. К 1925 году завод полностью восстанавливает свою деятельность.
Поскольку боевых кораблей в составе ЧФ на тот момент было немного, предприятие делает упор на строительство гражданских судов – барж, сухогрузов, товаро-пассажирских судов.
С восстановлением Черноморского флота завод вновь направляет основные силы на обслуживание военных кораблей.
С началом Великой Отечественной войны основную часть завода эвакуируют в Туапсе, затем в Поти и частично в Батуми.
В Севастополе остается работать часть станочного парка. Рабочие производят три бронепоезда, в том числе легендарный «Железняков», строят плавучую зенитную батарею «Не тронь меня», ремонтируют боевые корабли и береговые батареи.
По мере продвижения гитлеровцев рабочие завода вместе со станками переходят в Троицкие штольни – Спецкомбинат №1, где начинают производить гранатометы и минометы.
Беспощадная бомбардировка Севастополя немецкой авиацией приводит к серьезным повреждениям предприятия. Относительно легкий ущерб получает док «Северный» – для возобновления его работы требуется замена батопорта. С него и начинается восстановление завода. Уже в 1945 году этот док начинает принимать корабли.
История повторяется вновь: после Победы, как и в 1783 году, город и завод вновь строят вместе.
От расцвета до заката
С 50-х годов начинается новая веха развития Севморзавода. Во-первых, помимо военного судоремонта на предприятие начинают активно поступать и гражданские заказы – в городе активно развиваются и пополняются судами рыбодобывающие и транспортные предприятия «Атлантика» и «Югрыбфлот». Корабли и суда приходят на завод в таком количестве, что их приходится ставить у причальных стенок кормой.
Во-вторых, завод открывает для себя новую нишу – строительство тяжелых самоходных плавкранов. Это и «Черноморцы» грузоподъемностью 100 тонн, и 300-тонные «Богатыри», и даже 1600-тонный «Витязь». Качество производимых на заводе плавкранов и оборудования настолько высокое, что их, как горячие пирожки, заказывают иностранцы.
За освоение тяжелого плавкраностроения предприятие получает высшую государственную награду СССР – орден Ленина.
К моменту развала Советского Союза «Севморзавод» – одно из ключевых предприятий города, на котором трудятся порядка 16 тыс. человек.
В украинский период предприятие начинает стремительно терять свои позиции, останавливается строительство плавкранов, как снег на солнце таят заказы судоремонта. К моменту возвращения Севастополя в состав России завод фактически не работает – на предприятии работают всего 200 человек – руководители и охранники.
С национализацией предприятия в 2015 году у завода появляется шанс на возрождение.
ForPost благодарит филиал «СМЗ» АО «ЦС «Звёздочка», а также директора музея Севморзавода за помощь в подготовке публикации.
Андрей Киреев