"Логику этих наказаний понять невозможно". Кого и за что на Кавказе признают экстремистами?
Экстремистские статьи уголовного и административного кодексов применяются в стране максимально широко – под угрозой не только татуировка со свастикой или случайно оставшийся дома с начала 2000-х журнал "Сторожевая Башня", но и резкая критика власти.
О том, что в современной России является экстремизмом, о самых резонансных делах в южных регионах, "гражданах СССР" и Свидетелях Иеговы, а также о том, как обезопасить себя от преследования, корреспондент Кавказ.Реалии поговорил с экспертом информационно-аналитического центра "Сова" Натальей Юдиной.
– В чем заключаются ключевые тенденции последних лет по правоприменению ст. 282 УК РФ "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства"?
– В 2018 году эта статья декриминализирована. Президент России Владимир Путин тогда подписал два закона о частичной декриминализации состава этой статьи путем введения механизма административной преюдиции. В результате в Кодексе об административных правонарушениях появилась новая статья 20.3.1 ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства"), диспозиция которой практически полностью совпадает с ч. 1 ст. 282 УК, но содержит оговорку: "если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния". Иначе по-прежнему будет применяться Уголовный кодекс.
По новой административной статье граждан штрафуют на 10–20 тысяч рублей или отправляют на обязательные работы сроком до 100 часов или под арест на срок до 15 суток. Срок давности привлечения к административной ответственности по этой статье составляет год. Сама статья 282 УК сохраняется в прежнем виде. За исключением того, что вводится оговорка о том, что ответственность по ней наступает после "привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года".
– Подписывайтесь на наш телеграм-канал!
В результате уже в 2019 году статистика приговоров за экстремистские высказывания буквально обрушилась. Появившаяся в КоАП новая статья тоже не достигла масштабов былого применения ст. 282 УК, и количество уголовных и административных судебных решений с формулировкой "возбуждение ненависти" с 2019 года сокращалось.
Однако того же никак нельзя сказать об осужденных по статьям о публичных призывах к экстремизму (ст. 280 УК) и терроризму (ст. 205.2 УК). Их количество осталось примерно на том же уровне, а то и выросло. Понимание "оправдания терроризма" стало качественно шире. Обе эти статьи находятся в ведении не полицейских, а ФСБ. В целом вмешательство ФСБ в расследование антиэкстремистских дел продолжает расти, а работа этого ведомства "заточена" под более опасные деяния и потому отличается большей жестокостью.
– Как менялось законодательное определение понятия "экстремизм"?
– Определение экстремизма дано в рамочном по своей сути законе "О противодействии экстремистской деятельности", подписанном 25 июля 2002 года. В нем содержится трактовка понятия "экстремизм" ("экстремистская деятельность"), а также связанных с ним понятий "экстремистская организация", "экстремистские материалы" и "символика экстремистской организации".
Перечень деяний, попадающих под определение экстремизма, корректировался несколько раз – в 2006, 2007 и 2012 годах. С тех пор трактовка понятия не менялась. Она включает в себя разные поступки от действительно опасных насильственных деяний (насильственное изменение конституционного строя, терроризма) до малозначительных деяний, когда речь идет, например, об изображении свастики на заборе, репосте видеороликов в интернете.
– Можно ли провести четкие границы между тем, что российские силовики и суды считают экстремизмом, а что нет?
– Такую границу провести нельзя. У государства нет обязательства что-то запрещать, иногда оно дает себе возможность это делать. И делает тогда, когда считает нужным. Причины выбора могут быть и полицейские, и политические, в том числе внешнеполитические.
– В последние годы силовики часто задерживают по обвинению в экстремизме и терроризме не только россиян, но и мигрантов из Средней Азии и Украины. С чем это связано?
– Здесь нет каких-то специальных планов по задержанию мигрантов. Это просто вопрос статистики. Если такие организации, как "Хизб ут-Тахрир", или "Таблиги джамаат", запрещены, очевидно, что среди задержанных и осужденных за участие в их деятельности будет много мигрантов, особенно если речь идет о "Таблиги Джамаат".
Поиск связей с Украиной носит иногда явно фантазийный характер, как в случае с М.К.У. Однако иногда эта связь есть, как, например, в случае приговора уроженцу Одессы гражданину Украины Игорю Пирожку, получившему четыре года лишения свободы за вербовку в "Правый сектор".
В целом выдать экстремизм за что-то привнесенное извне – естественное следствие официальной пропаганды. Однако иногда такие случаи действительно бывают.
– Как изменило развитие мессенджеров экстремистские движения и борьбу с ними в России?
– С развитием мессенджеров у молодых экстремистов появился еще один способ коммуникации, мобилизация молодежи происходит отчасти там. Насколько мне известно, наиболее популярным мессенджером стал телеграмм. У наиболее радикальных группировок, координирующих насильственные преступления, популярен даркнет.
С другой стороны, у большинства мессенджеров очень невысокий уровень информационной безопасности. Об этом косвенно свидетельствуют исследование лаборатории Касперского. Доступ к незащищенным каналам связи могут получить и правоохранители. Известны случаи внедрения провокаторов из спецслужб в различные группы в телеграм-каналах. Количество приговоров за высказывания в популярных мессенджерах тоже увеличилось за последние два года.
– Недавно силовики отчитались о задержаниях десятков молодых людей, в том числе в Краснодарском крае. Их обвиняют в причастности к организации М.К.У. Здесь ключевым стало украинское гражданство основателя движения Егора Краснова или что-то другое?
– Действительно, в целом ряде российских городов, включая Краснодар, Анапу, Геленджик, с начала года прошли задержания членов радикальной группы, называющей себя М.К.У., что расшифровывают как "Маньяки. Культ убийц" или "Молодежь, которая улыбается".
Сообщалось, что М.К.У. создано 21-летним гражданином Украины Егором Красновым, использующим в интернете псевдоним Егор Яковлев. Он привлек к себе внимание правоохранителей после публикации ряда видеороликов с избиениями и нанесением ножевых ранений людям. В начале 2020 года он был задержан украинской полицией после того, как с двумя друзьями напал с ножом на молодого человека на набережной в Днепропетровске.
История этой организации крайне запутанна. До 30 января 2021 года группировка М.К.У. не упоминалась нигде, когда впервые о ней написали телеграмм-каналы "Рокот" и "Кремлевская прачка".
По данным СМИ, первая российская ячейка М.К.У. появилась якобы в 2018 году. Приверженцы организации из Геленджика и Ярославля, по версии следствия, нападали на граждан, "ведущих асоциальный образ жизни, без определенного места жительства", снимали происходящее на телефон, а затем выкладывали видео в интернет. В качестве приверженности "культу" сожгли знамя победы.
Насколько задержанные россияне связаны между собой и с Украиной, непонятно. Например, связь задержанных в Воронеже с Украиной и с другими организациями не доказана: во время обыска у них обнаружили символику другого националистического движения – "Русский корпус". Мне кажется, что вся история о руководстве из Украины российским М.К.У. выглядит крайне неубедительно.
– Еще одно экстремистское движение современной России – "граждане СССР". На юге страны они достаточно активны, например, в Краснодарском крае и Северной Осетии. Почему государство несколько лет не замечало этих людей?
Экстремистским признан только Союз славянских сил Руси ("СССР") лидера Сергея Тараскина, но есть много разных других структур "граждан СССР", они не запрещены.
У Союза очень сложная, если не сказать фантасмагоричная, идеология, содержащая как отсылки к Библии в весьма специфическом ее прочтении, так и рассуждения о космосе, вселенной и тому подобное. Союз продвигает идею мирового еврейского заговора, который ведет человечество к гибели посредством различных методов, среди которых производство генетически модифицированных продуктов и излучение от средств мобильной связи.
В решении суда, признавшего Союз экстремистским, указано, что он имел отделения по крайней мере в 30 регионах страны, в них состояли около 450 человек. При этом количество поклонников организации явно больше. Например, в группе "Приемная Президента СССР" в фейсбуке состоят около 10 тысяч человек, а видеоролики Тараскина набирали тысячи просмотров.
У Союза есть множество различных ресурсов в социальных сетях, где публикуются длинные видеоролики, посвященные сложной идеологии движения, основанной на убеждении, что Советский Союз никогда не распадался, поэтому действующая сегодня в России власть должна быть признана нелегитимной.
Я не думаю, что к ним было какое-то особенно пристальное внимание со стороны властей. Государство начало замечать граждан СССР тогда же, когда и все остальные движения, – начиная с 2017–2018 года, когда их число увеличилось и они стали заметны в разных регионах. Никакой стратегии по искусственному втягиванию людей в запрещенное движение нет.
Насколько они опасны? Они не признают конституционный строй, но устраивать революцию никто из них, насколько мне известно, не призывает. Однако следует учесть, что заметная часть этих людей склонна к конспирологическим теориям, к тому же там значительная доля психически неуравновешенных людей.
"Гражданам СССР" свойствен антисемитизм. Например, в Краснодаре они пытались заказать убийство раввина – к счастью, безуспешно. Так что некоторый риск, что кто-то из них может перейти к насильственным действиям, все-таки имеется.
– Среди громких экстремистских дел 2020 года – кейс оперного певца Вадима Чельдиева из Северной Осетии. Он призывал саботировать режим самоизоляции и другие ограничения, введенные в первые месяцы пандемии. Ковид-диссидентство – это экстремизм?
– Вообще известны случаи применения антиэкстремистского законодательства в связи с пандемией. В 2020 году появились дела о возбуждении ненависти к новым "социальным группам" – сторонникам и противникам карантина. Помимо призывавших к депортациям китайцев в связи с коронавирусом среди них оказались и призывавшие к нападениям на "нарушителей карантина".
Скандально известный бывший схиигумен Сергий (Романов) оштрафован за проповедь, где помимо антисемитских высказываний обнаружили и "призывы к выселению неопределенного круга лиц, призывающих к соблюдению режима самоизоляции в условиях распространения коронавирусной инфекции". На мой взгляд, применение антиэкстремистского законодательства в этом случае избыточно.
– В Абинском районе Краснодарского края полиция предупредила медиков о недопустимости "экстремистской деятельности" после жалобы на отсутствие обещанных Путиным выплат. Силовики любое проявление недовольства могут посчитать экстремизмом?
– Определение экстремизма в нашем законодательстве широко, но в этом случае оно понимается чересчур уж расширительно.
– Как, по вашему мнению, будет развиваться ситуация со штабами Алексея Навального в регионах? Чем ярлык "экстремист" грозит активистам?
– Министерство юстиции может включить организации, признанные экстремистскими, в соответствующий реестр практически мгновенно, как только получит вступившее в законную силу решение суда. С этого момента они действительно станут запрещенными, а продолжение их деятельности – уголовно наказуемым. Под угрозой оказываются и те, кто переводит в эти организации деньги. За организацию деятельности экстремистской организации грозит до 10 лет лишения свободы. За участие – до 6 лет, за вербовку и вовлечение – до 8 лет.
Признание ФБК и штабов Навального экстремистскими организациями также означает запрет на использование символики и административную ответственность за ее демонстрацию, запрет на любую банковскую деятельность, уголовную ответственность за финансирование организации, требование маркировки любого упоминания организации, что она признана экстремистской.
По этим статьям уголовного и административного кодекса привлекать несложно, так как есть формальный состав преступления и не надо ничего доказывать, кроме участия в организации или перевода денег. Понятно, что активистов у штабов Навального очень много. В каком масштабе будут применяться к ним санкции, пока непонятно.
– На юге России продолжают задерживать Свидетелей Иеговы, собирающихся в квартирах для изучения Библии. Может ли практика запрета религиозного общества распространиться на других верующих в России?
– С 2017 года правоохранительные органы начали искать сообщества верующих и преследовать их за продолжение деятельности признанной экстремистской организации. Центр "Сова" считает запрет Свидетелей Иеговы противоправным, так как он основан на том, что они распространяют свои запрещенные брошюры, в которых утверждается превосходство их веры. Но то, что именно их вера самая истинная, – общепринятое мнение среди любых других верующих.
По подсчетам самих Свидетелей Иеговы, обвинение предъявлено 462 верующим, 54 человека находятся в СИЗО, еще 32 – под домашним арестом. По данным центра "Сова", только за 2020 год добавилось 110 новых обвиняемых. К февралю 2021 года были приговорены к разным видам наказания – от штрафов до тюремного заключения – 59 Свидетелей Иеговы в возрасте от 23 до 74 лет.
В этих делах правонарушение носит формальный характер: молился или нет, читал брошюры или нет. Для доказательства участия в деятельности запрещенной организации достаточно наличия запрещенной литературы.
Логику этих наказаний понять невозможно. Уголовных дел против Свидетелей Иеговы очень много. С такой скоростью, наверное, ни одна кампания гонений в последнее время не разворачивалась. Наказания постепенно ужесточаются.
Первый приговор на 6 лет был вынесен Деннису Кристенсену в 2019 году и тогда был явным исключением. Сейчас таких приговоров больше, верующих приговаривают на сроки и на 6,5 лет, и на 7,5 лет. Почему в одних регионах дают условные сроки, а в других реальные – непонятно. Может быть, это зависит от каких-то личных умонастроений местного прокурора, судьи или ФСБ.
– Что делать обычному россиянину, чтобы не оказаться фигурантом дела об экстремистской деятельности?
– Сложный вопрос на самом деле. Из элементарных правил – корректно вести себя в социальных сетях.
Чтобы снизить риск уголовного или административного преследования, относитесь внимательнее к публичным высказываниям, касающимся какой-то большой группы людей, которую можно описать в терминах национальности, гражданства, религии, языка и так далее.
Не следует намекать (и тем более прямо указывать) на желательность какого бы то ни было ущемления этих групп в их правах, не стоит в грубых выражениях отзываться об их верованиях, символах и обычаях.
Также не следует намекать на желательность (и тем более необходимость) переворота, сепаратизма, терроризма, возбуждения вражды к каким-то группам или их дискриминации, создания любых силовых помех органам власти, включая, естественно, полицию, но также избиркомы.
Нельзя демонстрировать в публичном пространстве, к которому относятся и открытые страницы социальных сетей, запрещенную символику. Ее выбор достаточно широк – от свастики и других символов Третьего рейха до восьмиконечной черно-белой звезды и символики радикальных исламских движений.
***
На юге России лидером по числу преступлений экстремистской направленности за 2020 год стал Дагестан. Как утверждает Генпрокуратура, в республике было совершено 69 таких нарушений закона. В первой десятке по этому показателю оказался и Краснодарский край. Там было выявлено 20 случаев экстремизма, регион занял девятое место в стране.
Ингушетия в рейтинге заняла 11-е место, Адыгея – 13-е, Ставропольский край – 17-е, Кабардино-Балкария – 21-е, Карачаево-Черкесия – 41-е, Северная Осетия – 48-е. Меньше всего экстремистских преступлений, согласно официальным данным, за 2020 год было зафиксировано в Чечне.