Туристические парадоксы
Почему российские туристы предпочитают Египет?
Турнаправления в традиционно популярные страны зарубежья, даже в условиях не спадающей там пандемии, остаются самыми привлекательными для россиян. Во многом этому способствует навязчивая реклама туроператоров. Отечественные же курорты, в лучшем случае, на втором плане их рекламных кампаний.
В связи с возобновлением авиасообщения с Египтом тут же стали наблюдаться массовые покупки туров в страну. Хотя ситуация там с COVID-19 и поныне сложная. То же было ранее и с Турцией, куда турфирмы, в буквальном смысле, зазывали россиян снижением цен на турпутевки из-за ценовых льгот от турецких турфирм и отелей. И это несмотря на недавнее введение в республике почти круглосуточного комендантского часа из-за пандемии. Лишь вмешательство со стороны Роспотребнадзора в середине апреля, «закрывшее» Турцию для российских туристов до начала июня с возможным продлением этого моратория вплоть до осеннего периода, помогло спасти положение. И что же? Генеральный директор Tez Tour, одной из крупнейших туркомпаний в РФ, Воскан Арзуманов в середине апреля сообщил СМИ, что после закрытия Турции из-за коронавируса у компании быстро выросли продажи… в тот же Египет. «Если в 2019 году у нас Египет занимал всего 2% от общего объема, то сейчас – 45%. Думаю, на майские эта цифра еще увеличится», – радостно сообщил он.
Тем временем президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси 21 марта пояснил: «Слава Богу, что Египет пережил первую и вторую волны, но теперь страна находится на пороге третьей волны. Мы надеемся, что она пройдет без значительного вреда». Отметив, что власти прикладывают «усилия для вакцинации населения, но мы должны сыграть свою роль в соблюдении мер предосторожности».
А по данным портала ТурПром» (РФ) от 22 марта, Мохаммед Авад Тагельдин, советник президента Египта по вопросам здравоохранения, «высказывает опасения, что в предстоящий период будет больше случаев заражения COVID-19». Также сообщается, что египетским Минздравом к концу марта «зарегистрирован 194771 подтвержденный случай заболевания COVID-19».
И всё это при том, что едва ли не в загоне у нашего турбизнеса остаются курорты российского Северного Кавказа, а также курорты стран Закавказья, где климатические условия схожие с египетскими и турецкими. И где ценовые условия и уровень сервиса сегодня не хуже, а эпидемиологическая обстановка менее напряженная.
Да и нет в этих регионах небезопасного для здоровья сверхжаркого климата, как в Турции и особенно в Египте. Другое дело, что турбизнес у них не столь навязчив.
В большинстве своем черноморские курорты Северного Кавказа РФ, Абхазии и других стран Закавказья и по своим климатическим условиям, и по современному уровню сервиса вполне схожи с курортами Южного дальнего зарубежья (ЮДЗ): Египта,Турции, Кипра, Израиля, Мальты, балканских стран. Но уже который год цена стандартных туров на российское Причерноморье минимум на треть выше в сравнении с турами на курорты упомянутых стран. А в сравнении с Абхазским Причерноморьем – в 1,5-2 раза. Причем рост курортных расценок в РФ не всегда сопровождается адекватным повышением уровня курортно-туристического сервиса.
Столь же высокими остаются транспортные расходы туристов, устремляющихся в отечественное Причерноморье, в отличие от авиаперелетов из РФ в упомянутые «курортные» страны. Хотя очевидно, что расстояния туда и в российское Причерноморье несопоставимы.
Регулирования же цен на курорты РФ поныне нет. В отличие, заметим, от тех же упомянутых стран (включая Абхазию). Где и бизнес привлекает интуристов умеренными курортными расценкам.
Между тем на приморских курортах Северного Кавказа и Абхазии (в рамках программы комплексного развития местной курортно-туристической сферы) еще с советских времен предусмотрены разнообразные лечебно-профилактические процедуры для отдыхающих, согласно медицинским предписаниям. На курортах же ЮДЗ они, как правило, отсутствуют.
Но такие процедуры сегодня обычно не входят в стоимость туров на Северокавказское Причерноморье, следовательно, эти туры ещё больше вырастают по итоговой стоимости. Увеличивая и без того весомый ценовой разрыв с курортами Южного дальнего зарубежья.
К тому же на курорты ЮДЗ, по данным 2020-21 гг., приходится минимум 70% рынка рекламы в РФ. И только 20% из общего числа российских турагентств стремятся популяризировать приморские курорты Северного Кавказа и Абхазии.
Заметим, в этой связи, что в 1960-х – начале 1980-х гг. на приморских курортах советского Кавказа – Краснодарского края, Дагестана, Грузии и Азербайджана – отдыхали граждане более чем из 30 стран. В том числе, из тех же Турции, Египта, а также Индии, Финляндии, Швеции, стран Восточной, Центральной Европы...
Как пояснил мне Игорь Авдеев, менеджер одного из крупных турагентств Москвы, «давно отлаженные схемы "обмена" прибылью за счет массовых продаж туров по "стандартным" странам – главный фактор того, что большинство южных приморских курортов СНГ, конкурентоспособное с турецкими и египетскими, наш турбизнес почти не осваивает. Он и убеждает наших сограждан, что ничего не может быть лучше, скажем, Египта с Турцией. Соответственно, и СМИ ангажированы турбизнесом на рекламу турецких, египетских, других курортов «дальнего» Юга».
И всё же, по оценкам российских аналитических агентств в сфере туризма, турпоток наших сограждан на приморские курорты юга России и Республики Абхазия за последние три года вырос более чем на половину.
Однако рост этого показателя мог бы быть как минимум вдвое бОльшим, если бы турбизнес уделял российско-абхазскому Причерноморью столь же пристальное внимание, как Турции или Египту.
Тем более, что и эпидемиологическая ситуация в РФ и Абхазии, повторим, менее напряженная, чем на дальнем Юге.
К тому же в России с 2020 года практикуется возврат согражданам 20% от стоимости путевки по внутреннему туризму. Поскольку конкурентоспособность российской курортно-туристической отрасли находится на контроле у руководства страны. Так, президент Владимир Путин в ходе пресс-конференции 17 декабря 2020 г. подчеркнул, что «важно дать нашим людям возможность отдыхать за границей, как они привыкли, но не менее важно развивать внутренний туризм». В. Путин напомнил, что в 2020-м введена в действие программа частичного возврата денег, потраченных на туризм и отдых на отечественных курортах. На это предусмотрено 15 млрд рублей, а освоено только 1,2 млрд. «Договорились с правительством, что мы будем использовать на эти цели не меньшие суммы и в следующем году», – отметил президент.
Кроме того, глава государства посоветовал российским СМИ «информационно поддерживать популяризацию внутреннего туризма. Нужно почаще рассказывать о тех возможностях, которые предоставляют различные регионы страны для сограждан и гостей из-за рубежа».
Конечно, частичная возвратность затрат сограждан по внутреннему туризму поспособствует его развитию. Но эта мера не сдержит удорожания курортно-туристических услуг в стране.
Поэтому, судя по многолетней практике стимулирования турпотоков странами дальнего Юга, целесообразно и нам выработать наиболее оптимальный вариант регулирования расценок на внутренний туризм. Может быть, за счет налоговых льгот для турбизнеса, снижения арендных ставок и тарифов на курортные медицинские услуги, на электроэнергию, водоснабжение в курортных районах.
Чтобы у северокавказского и всего российского Причерноморья были все шансы успешно конкурировать с известными курортами-монополистами Южного дальнего зарубежья.
P.S. Черноморские курорты Северного Кавказа (РФ) и Абхазии с лечебными/профилактическими процедурами:
гг. Анапа, Геленджик, Лоо, Дагосмыс, Туапсе, Мацеста, Сочи, Адлер, Лазаревское, Чемитоквадже, Хоста (Северный Кавказ);
гг. Гантиади, Гагра, Пицунда, Гудаута, Новый Афон, Сухум, Очамчира, Эшера (Абхазия).