«Погибнем, но немцев не пустим!» Военная история любви медсестры и офицера
«Мама сидит в светлом платье, отец стоит рядом с ней слева. У всех весёлые светлые лица, а до конца войны ещё целый год». На фото, присланном в редакцию «АиФ-Юг» Валентиной Беленко из кубанской станицы Медведовской, надпись: «В честь праздника 1 мая, 1944 год». Со снимка смотрят мужчины в армейской форме и девушки в платьях.
От переезда до оккупации
«Постоянно читаю в «АиФ-Юг» письма-воспоминания о войне. И вот решилась написать вам о том, что рассказывала моя мама, Мария Петровна Ковалёва, в девичестве – Мухина, - пишет Валентина Беленко. - Семья её, в которой кроме мамы было ещё пятеро детей - четыре сестры и брат, перебралась на Кубань из Белгородской области в 1933 году.
После выселения казаков поселились они в доме на окраине станицы Медведовской. Держали большое хозяйство: корову, птиц. Перед войной мама с сестрой Шурой поехали учиться в Краснодар. Мама - в медицинское училище, сестра - в педагогическое. Когда началась война, учёба не прервалась. Дедушка возил своим дочерям на поезде продукты: молоко, творог, масло. Когда немцы заняли Медведовскую, то остановились на семейном подворье. Как и у остальных жителей, отнимали скот, птицу. Причём бойня находилась на территории разрушенного большевиками храма. Позже взяли немцы и Краснодар. Город был в огне - горели баржи с горючим, подожжённые, чтобы не достались врагу. Курсанты военного училища переодевались в гражданскую одежду и уходили по берегу Кубани. Жители запаслись продуктами. Хозяйка квартиры строго запретила маме и её сестре выходить на улицу - осколок попал в дверь дома. Затем наступила тишина - немцы ввели комендантский час.
Тогда связь с родителями прервалась на полгода. Мама с сестрой ничего не знали о родных. Брат Архип и сестра Анна ушли на фронт. Самая младшая из девочек, восьмилетняя Вера, осталась с родителями в оккупированной станице. Учёбу мама и Шура закончили только после освобождения Краснодара. И в июне 1943-го маму направили в Медведовскую - работать медсестрой в эвакогоспитале № 5464.
Трудились по две смены, эшелоны с ранеными приходили и днём, и ночью. Начальник госпиталя каждый день обходил больных, медсестрам приходилось самим делать стерильный материал для перевязок. Помогали, конечно, местные жители, продуктами в том числе. Тяжелораненых бойцов после лечения отправляли в санатории на побережье».
Вернулся в станицу
«В Медведовской мама и познакомилась с моим отцом - Николаем Кузьмичом Ковалёвым 1917 года рождения, - продолжает Валентина Беленко. - Он участвовал в войне с Финляндией, во время Великой Отечественной служил в 94-й стрелковой Краснознамённой дивизии политруком. Участвовал в обороне Кавказа.
Перед боями под Туапсе заехал вместе с сослуживцами к тёте, которая жила в Сочи. И, обняв её, сказал: «Будет сильный бой. Не знаю, останусь ли жив, но немцев на побережье не пустим». Участвовал в Курской битве, освобождал Европу, дошёл до Берлина. Потом воевал с Японией. Закончил службу в звании капитана, заслужил множество наград. И на протяжении всех военных лет вёл дневник, который сейчас хранится в музее Подольска.
Папа присылал маме с фронта письма и открытки и с фронта вернулся в станицу, хотя был сам родом из Курской области. В августе 1945 года госпиталь расформировали, и мама перешла в Медведовскую участковую больницу, стала медсестрой в инфекционном отделении, где проработала 45 лет. Отец с мамой поженились. Но в 1958 году папа трагически погиб, мама в 35 лет осталась вдовой - одна с двумя детьми».