Сезон лесных пожаров 2021 года начался со лжи
Пожароопасный сезон 2020 года закончился несколькими крупными лесными пожарами на юге Приморского края, а пожароопасный сезон 2021 года начался несколькими тоже крупными лесными пожарами в Краснодарском крае. О краснодарских пожарах (в Сочи и окрестностях) пишут много - Яндекс, например, по состоянию на полдень 3 января находит около 120 новостей в российских СМИ. Но многие из этих сообщений выглядят очень странно: со ссылкой на ГУ МЧС по Краснодарскому краю говорится о "возгораниях лесной подстилки", и что "площадь активного горения на всех очагах - порядка 1 тыс. кв. м.", но при этом "в ликвидации пожара задействовали 249 человек и 54 единиц техники", планируется задействовать авиацию, а справиться с огнем специализированные службы не могут уже третьи сутки. Вот пример одного из последних таких сообщений (Интерфакса):
В тушении лесного пожара на границе Туапсе с Сочи задействуют авиацию
Почему так получается, что активно горит какая-то тысяча квадратных метров (если верить МЧС), а сотни людей и десятки единиц техники уже третий день не могут справиться с огнем, при том, что и погодные условия вроде бы далеко не катастрофические (в Сочи до +16 градусов днем 2 января, и ветер 1-2 метра в секунду)?
А потому, что все эти рассказы про "тысячу квадратных метров" - это полная туфта. "Площадь активного горения" - это вообще выдуманный МЧС показатель, который применительно к лесным и вообще ландшафтным пожарам невозможно измерить, и который ничего реального не отражает. Реально что-то значащим показателем является площадь действующего пожара (в которую включается все, что пройдено огнем с момента возникновения пожара до момента измерения - поскольку на всей этой площади обычно остаются очаги тления и даже горения).
Так вот: площадь одного только самого крупного действующего лесного пожара в Сочи составляет сейчас около двухсот гектаров (это не тысяча, а два миллиона квадратных метров), и он там не единственный, и действует на очень сложном участке - в горах, в труднопроходимой и в основном недоступной для транспорта местности. Вот как этот пожар выглядит на космоснимке Sentinel 2 за 2 января 2020 года (специально приводим копию экрана - чтобы было видно, что это данные именно из общедоступного открытого источника):
https://i.ibb.co/gJW6v4x/image.jpg
Напомним, что по Конституции (ст. 41), "каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии". Информация о лесных пожарах - это важная часть информации о состоянии окружающей среды, и, соответственно, граждане имеют право получать достоверную информацию о лесных пожарах, отражающую реальное положение дел. В случае с ландшафтными и, в частности, с лесными пожарами, измеримым и адекватно отражающим реальность показателем является площадь пожара, а не мифическая и неизмеримая "площадь активного горения".
И еще напомним, что со второго января 2021 года, в соответствии с внесенными в Лесной кодекс РФ изменениями, любой ландшафтный пожар в лесах считается лесным пожарам (ранее пожары на землях некоторых категорий - сельхозназначения, населенных пунктов, запаса, водного фонда - по закону лесными пожарами можно было не считать).
Пожароопасный сезон 2021 года может оказаться одним из самых катастрофических для российских лесов с начала нынешнего века. Главный шаг к катастрофе государством уже сделан: при принятии федерального бюджета на 2021 год правительство и законодатели решили принципиально не менять уровень финансирования переданных субъектам РФ лесных полномочий, и оставить его таким же нищенским, как в прошлые годы. Это значит, что у большинства российских регионов, особенно северных, сибирских и дальневосточных, по-прежнему не будет хватать денег на оперативное тушение всех возникающих лесных пожаров, и даже просто на какое бы то ни было их тушение в удаленных и труднодоступных лесах. Бюджет предусматривает некоторое увеличение финансирования федеральных учреждений, и за счет этого предполагается создать лесопожарный центр "Север" с главной базой в Красноярске для тушения пожаров в удаленных таежных лесах - но одного такого центра для страны совершенно недостаточно, денег не очень много для его построения с нуля (около пяти миллиардов рублей), и к пожароопасному сезону нынешнего года вряд ли получится многое сделать. При этом пожароопасный сезон даже в северных регионах становится все более продолжительным, аномальные засухи - все более частыми и долгими, остатки лесного хозяйства продолжают разрушаться, люди становятся все более озлобленными на происходящее, и в целом пожарная опасность в лесах неуклонно растет.