Шкрибляк Анатолий: маленький гигант большой коррупции. ЧАСТЬ 2
ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО: Анатолий Шкрибляк: маленький гигант большой коррупции. ЧАСТЬ 1
Анатолий Шкрибляк
Перебежчик и мироед
Перечисляя сегодняшние предприятия и фирмы Анатолия Шкрибляка, мы несколько забежали вперед. Давайте отмотаем немного назад и посмотрим, как и по чьим головам он шел к своему успеху. Хотя в целом Шкрибляк позаботился о том, чтобы его прошлое было вытерто, в местной прессе остались кое-какие упоминания о бурной деятельности его фирм – и практически все они скандальны.
В 2000-м году, ещё при жизни его дяди Николая Шкрибляка, зарегистрированная в Киеве «ТехНова» появилась в Чернигове, которым с 1992 года управлял бывший функционер КПУ Николай Косых. «ТехНова» заинтересовалась Черниговским комбинатом химволокна (возможно, фирмы Николая Шкрибляка ранее поставил туда сырье), а нужно сказать, что завод расположен в Новозаводском районе, председателем райкома которого когда-то был Косых. Таким образом, у них был некий общий интерес. Вот только «ТехНову» интересовал вовсе не завод, а только работавшая с ним в паре Черниговская ТЭЦ – которую фирма выпросила у Косых в аренду на 15 лет (!) буквально за символические копейки, наобещав некие инвестиции.
Выборы 2002 года были поистине эпохальными для «ТехНовы». Николай Шкрибляк был убит, а фирма перешла в полное распоряжение его племянника Анатолия Шкрибляка. Нужно сказать, что ему весьма повезло: пока родственники и недруги вырывали друг у друга из рук дядюшкины предприятия на Западной Украине, он схоронился в далеком Чернигове с тогда еще небольшой, но очень перспективной фирмой – а по слухам, и с семейной кассой. Но самым ценным капиталом были дядины схемы и связи. Они помогли Шкрибялку удержать контроль над Черниговской ТЭЦ в 2002-м, когда против «ТехНовы» внезапно поднялся новый черниговский мэр Александр Соколов, сменивший Косых на весенних местных выборах. Соколов обвинил директора «ТехНовы» в том, что фирма за копейки арендует ТЭЦ, приносящую ежегодно многомиллионную прибыль. Но вскоре Соколов изменил свою позицию и стал лучшим другом Шкрибляка. Именно благодаря ему менеджерам «Техновы» удалось начать процедуру банкротства завода химволокна с целью заполучить ТЭЦ в свою собственность «за долги». Однако затея не срослась, так как против неё выступила вся черниговская оппозиция, и тема возвращения ТЭЦ города на много лет стала главным лозунгом городской политики.
Александр Соколов
В 2006-м году выборы мэра Чернигова выиграл Николай Рудьковский, который тогда же озвучил экономику городской ТЭЦ: она приносила «ТехНове» до 40 миллионов гривен прибыли в год. При этом фирма платила налоги лишь с 4 миллионов, а за аренду отчисляла городу 320 тысяч гривен в месяц – при том, что стоимость аренды ТЭЦ была включена в тариф на отопление и горячее водоснабжение, оплачиваемый жителями города. Так что когда потом суммы аренды выросла в несколько раз (сейчас она около 30 миллионов в год), то «ТехНова» просто повышала коммунальные тарифы – и всё оплачивалось из карманов простых черниговцев.
Рудьковский тогда же «сбежал» в Киев на пост министра транспорта, а мэром Чернигова вновь был избран Соколов, остававшийся на этой должности до декабря 2015 года (проиграв выборы Владиславу Антрошенко). И при Соколове аренду ТЭЦ фирмой «ТехНова» решили продлить до 2023 года. Этот вопрос потом снова рассматривали уже при Атрошенко, и представители «ТехНовы» пошли на хитрость: они заявили о том, что Всемирный Банк выделит Чернигову кредит в 35 миллионов долларов на 20 лет для реконструкции теплосетей, но только если «ТехНове» продлят аренду ТЭЦ до 2033 года. В общем, афера продолжается, «ТехНова» получает с Черниговской ТЭЦ колоссальные доходы, а за всё платят горожане – которые вынуждены еще и дышать угольной пылью, потому что фирма Шкрибляка и не думает установить на ТЭЦ новые фильтры.
Но в ТЭЦ Шкрибляка интересовала не тепловая, а электрическая энергия. Изначально он собирался торговать электричеством, производимым теплоцентралями, а вырабатываемая при этом тепловая энергия, поставляемая городу и предприятиям, была частью схемы, позволяющей фирмам Шкрибляка окупать все расходы – включая затраты на аренду ТЭЦ, топливо и зарплату персоналу. Налоги же он минимализировал, переведя всё в оффшоры.
В 2005 году «ТехНова» появилась в Сумах, договорившись об аренде Сумской ТЭЦ с тогдашним и.о. городского головы Сергеем Клочко (сейчас он директор местной телерадиокомпании). Для непосредственной аренды ТЭЦ было создано ООО «Сумытеплоэнерго», в котором Шкрибляк контролировал 60% через кипрскую «Vaida Enterprises Limited», и еще 39% получило созданное горсоветом КП «Сумыкоммунинвест». Это стало началом еще одного многолетнего противостояния, в котором городские власти пытались уменьшить долю «ТехНовы» в «Сумытеплоэнерго». Так как тут за доходы ТЭЦ боролись обе стороны, одна из которой это городская власть, то экономические показатели обоих предприятий никто не оглашал, однако доходность Сумской ТЭЦ ненамного уступает Черниговской. Затем Шкрибляк выиграл этот поединок, став владельцем 100% ООО «Сумытеплоэнерго» (99% через «Vaida Enterprises Limited» и 1% через вышеупомянутую «Andrat Holdihgs Limited»), а аренда ТЭЦ продлена до 2023 года.
В 2006 году Анатолий Шкрибляк сам стал народным депутатом. Сначала он стал членом Партии промышленников и предпринимателей (ПППУ), вошедшей в блок «Наша Украина» — по списку которого он и избрался в Раду. Это была просто злая насмешка над покойным дядюшкой, который до самой своей смерти был на ножах с «Нашей Украиной»! Но Анатолий Шкрибляк никогда не отличался моралью. И уже в марте 2007-го он вместе с группой других «промышленников и предпринимателей» перебежал к регионалам в «Антикризисную коалицию». Но просчитался, в результате чего уже в конце 2007-го потерял мандат и более никогда не избирался народным депутатом…
А пока Шкрибляк пробовал себя в роли политика, его «ТехНова» пришла в Черкассы. Там без конфликтов она взяла контроль над Черкасским заводом химволокна (похоже, были задействованы те же старые связи поставок сырья, что и с Черниговским «Химволокном»), который тоже не стала развивать. Завод почил в кризис 2008 года, после чего его площади были использованы под торговые центры, а потом там планировали открыть фабрику «Рошен». От него осталось только ЧАО «Черкасское химволокно», которому принадлежит Черкасская ТЭЦ. До 2015 года Шкрибляк владел этим ЧАО через «ТехНову», а затем переписал 89% предприятия на кипрскую «Palos Establishment Limited». Аренда Черкасской ТЭЦ заключена до 2050 года!
Доходы Шкрибляка росли даже в кризис, ведь ТЭЦ исправно приносили ему денежки. В 2010 году его киевская фирма «Агентство услуг недвижимости» приобрела участок 0,87 га по адресу Грушевского 30 (возле Дома Офицеров). Ранее он переходил из рук в руки, а его цена доходила до 35 миллионов долларов! В общем, участок стал центром скандала, потому что «Агентство услуг недвижимости» хотело изменить его назначение. И в ходе этого оказалось, что директором «Агенства» является Александр Шовкалюк, и он же руководил ООО «Проминвестгруп» и «Проминвестгруп-1». Все это фирмы Шкрибляка, но журналисты установили подробности: обоими «Проминвестгрупами» он владел через кипрскую старушку Павлину Тциридес, а его компаньоном в них является Георгий Цагареишвили – двоюродный брат скандального киевского застройщика Льва Парцхаладзе. Вот такие вот у Шкрибляка деловые партнеры!
В 2012 году Шкрибляк взял под свой контроль Дарницкую ТЭЦ, собственником которой стало его ООО «Евро-Реконструкция» — он владеет им через кипрские «Azorande Investments Limited» и «Financial Investments Group A-Zevs». Замысловатая оффшорная схема сводит к минимуму выплаты в бюджет, и всё, что киевляне имеют от Дарницкой ТЭЦ – это постоянно растущие счета за коммуналку и настоящая экологическая катастрофа, разразившаяся прямо посреди Киева. Потому что Дарницкая ТЭЦ не только «коптит», но и сливает жидкие отходы в ближайшее озеро, давно превратившееся в жуткий отстойник – рядом с которым стоят жилые высотки.
Отношение Шкрибляка к городам, в которых работают его ТЭЦ, характеризируются одним словом – мироедство. Обобрать их до нитки и вывести деньги в оффшоры, вот всё к чему он стремится. Ну а затем Шкрибляк, данным SKELET-info, вкладывает их под видом «иностранных инвестиций» в другие украинские предприятия, отдавая предпочтение агробизнесу и недвижимости, а также боулингу. Кстати о боулинге: весной 2019 года СМИ опубликовали фото Шкрибляка, встречавшегося на входе в столичный бизнес-центр с Сергеем Мищенко.
Сергей Мищенко (не путать с его тезкой бывшим нардепом) при Януковиче занимал руководящую должность в Налоговой, а потом имел доступ к ближайшему окружению Петра Порошенко, поскольку лично дружил с Игорем Кононенко — с которым их связывает увлечение… боулингом! Видимо, боулинг сблизил его и с Анатолием Шкрибляком. Да так, что Мищенко стал «смотрящим» от Кононенко в энергетическом бизнесе Шкрибляка, а заодно устроил в руководство «ТехНовы» свою бывшую подчиненную по налоговой Елену Мазурову.
Елена Мазурова
Угольные схемы
9 октября 2018 года народный депутат Евгений Дейдей направил очередной запрос министру внутренних дел Арсену Авакову. Учитывая, что сам Дейдей был при Авакове эдаким «мальчиком для особых поручений», можно было понять, что запрос этот был заказным. Разумеется, изложенные в нем факты коррупции были настоящими, но вот для того, чтобы превратить эти факты в конкретный документ, который можно было направить следователям или журналистам, и понадобилась депутатская подпись Дейдея. Так что же это был за запрос? А он раскрывал коррупционные схемы ООО «ТехНова» и ПАО «Черкасское химволокно». В нем фигурировали суммы в десятки и сотни миллионов гривен, а также фамилии Шкрибляка и Мазуровой.
Нетрудно догадаться, что это дело было лишь одним из многих, которые Аваков готовил как компромат против окружения Порошенко – в данном случае через Мазурову и Мищенко был прямой выход на Кононенко. И дело это было, пожалуй, даже масштабнее, чем махинации Свинарчуков в «Укроборонпроме», просто ему не придали такой резонанс. Что Порошенко, что Аваков делали политическую ставку на «воинствующий патриотизм», поэтому тема «обкраденной армии» показалась Арсену Борисовичу куда более скандальной, чем трагедия ограбленного тарифами народа. И вот выборы прошли, дело Свинарчуков сыграло свою роль, а о деле Шкрибляка позабыли. Впрочем, журналисты очень постарались напомнить о нем, обнародовав при этом новые факты – вот так и вспыхнул этот скандал.
Итак, угольные схемы. Как вы уже заметили, все четыре ТЭЦ, контролируемые Шкрибляком, работают на угле в качестве основного топлива. А так как цена уголь может скакать от сущих копеек, которые платятся шахтерам в «копанках», до «роттердамских формул», это открывает широкие возможности для махинаций. Начинаются они с покупки угля подешевле – в России или в т.н. ЛДНР, откуда уголь затем поступает в Украину по теневым схемам.
Расследования журналистов выяснило, что схемы Шкрибляка-Кононенко использовали уголь из ЛДНР, который затем ввозился через Россию, с использованием фирм, зарегистрированных для виду в Евросоюзе. Это были фирмы, принадлежащие бизнесменам Руслану Глущенко, Дмитрию Коваленко и Юлии Иванечко. В частности, это давно известная скандальная «I-Coal» (Польша), которая занималась завозом в Украину (для Черниговской ТЭЦ) угля с неподконтрольных территорий. Вместе с ней в схеме поставок донецкого угля (под видом «европейского») на Черниговскую ТЭЦ осуществляли: ООО «Центр биржевых операций» (владелец дончанин Евгений Глод) и ООО «Нью Арк Ист» (киевлянин Андрей Кочетков), зарегистрированные в Швейцарии «Evenor Energy SA» и «Fontus AG», чешская «Effective Strategy» и польская «Scan Int Logistic». Координация же схемы осуществлялась через ООО «Укртехтеплоэнерго».
Следующим шагом была завышение реальной стоимость угля и его расход на ТЭЦ, что позволяло Шкрибляку дурить как население, переплачивающее за тепло и горячую воду, так и государство, продавая ему электроэнергию по завышенной цене. В целом схемы Шкрибляка приносили ему до 30 миллионов долларов в год только на угле и электричестве (без тепла), однако он был вынужден делиться. В первую очередь, до 10 миллионов «отстегивались» Кононенко, который «крышевал» все эти схемы, но не хотел в них светиться как совладелец каких-то компаний, поэтому бравшего свою долю, по данным SKELET-info, «живыми деньгами». Свою долю получали в НКРЭКУ (имелись связи с Дмитрием Вовком), где одобряли тарифы для шкрибляковских ТЭЦ. Затем, ежемесячные «заносы» в размере 100-150 тысяч долларов производились руководителям правоохранительных органов и в налоговую: среди высокопоставленных покровителей Шкрибляка журналисты называли Владимира Бедриковского, Владимира Гуцуляка и экс-зама главы СБУ Павла Демчива.