«Тренером он меня признал — уже после того, как его сняли отовсюду».
Анатолия Тарасова сталкивали лбами со многими легендами советского хоккея. Например, в прессе неоднократно поднимался вопрос непростых взаимоотношений Анатолия Владимировича и одного из величайших хоккеистов Советского Союза Всеволода Боброва. Также Тарасов не жаловал Виктора Васильевича Тихонова, который тоже стал легендой ЦСКА и сборной СССР. Однако ни в одном из этих случаев не шла речь о превосходстве оппонентов Анатолия Владимировича над ним. Принято считать, что Тарасов был признанным гением, и равных ему не было. Конечно, с этим может поспорить наставник московского «Динамо» и сборной СССР Аркадий Чернышев, под началом которого Анатолий Владимирович работал в национальной команде. Но когда команды двух советских специалистов встречались во внутреннем чемпионате, Тарасов в большинстве случаев переигрывал Чернышева. Тем не менее, был один тренер, который стал настоящим злым гением для многолетнего наставника ЦСКА. Речь о Николае Ивановиче Карпове, который возглавлял московский «Спартак» и дважды приводил красно-белых к победе в чемпионате СССР. Что в эпоху доминирования московских армейцев было настоящим подвигом.
Николай Карпов прекрасно знал Анатолия Тарасова. Они пересекались еще в ЦДКА, где первый был хоккеистом, а второй — играющим тренером. Однажды будущий наставник «Спартака» по ошибке отдал юному хоккеисту, попросившему у него клюшку, орудие Тарасова. Узнав об этом, Анатолий Владимирович сразу же отчислил виновного из команды. Карпов переехал в Ленинград, где заиграл сильнее прежнего. Главный тренер ЦСКА даже пытался вернуть его обратно, но Николай был смертельно обижен на одного из самых успешных специалистов в истории советского хоккея. Поэтому впоследствии, когда Карпов уже стал тренером, встречи с Тарасовым носили для него принципиальный характер.
Удивительно, но можно сказать, что Николай Иванович приложил руку к тому, что однажды Анатолия Владимировича чуть не изгнали из хоккея навсегда. В сезоне-1968/69 судьба первого места чемпионата СССР решалась в очной дуэли «Спартака» и ЦСКА. Люди, знакомые с историей советского хоккея, прекрасно помнят этот матч. Ведь он стал одним из самых скандальных в истории. Дело в том, что одну из шайб армейцев не засчитали из-за истекшего времени. Хотя на табло еще оставалась одна секунда. Тарасов был вне себя от ярости и пошел на принцип, уведя команду в раздевалку. А ведь на той встрече присутствовал Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев! Матч был прерван на целых 40 минут, что было просто немыслимо. В конце концов «Спартак» Карпова победил и забрал золото. А Анатолию Владимировичу чуть не выписали волчий билет. И это был далеко не единственный раз, когда Николай Иванович оказывался сильнее принципиального соперника. Однажды он тактически унизил Тарасова и доказал, что знает его лучше всех остальных.
«А что в сборной выиграл Тарасов? Ничего! Все победы на чемпионатах мира и Олимпиадах добыты, когда главным был не Тарасов, а Чернышев! Спору нет, Анатолий Владимирович — выдающийся тренер. Подготовить игрока физически — равных ему не было. Но на скамейке он вел игру не лучшим образом. Эмоции захлестывали. Сам чересчур распалялся, заводился и команду заводил так, что всех трясло. Когда я руководил «Спартаком», частенько ловил ЦСКА и Тарасова на его излишней горячности, вспыльчивости. Я знал, что главное — первый период выстоять. Ведь армейцы всегда старались сразу подавить соперника.
Однажды применил такой ход. Выпустил мою сильнейшую тройку Майорова и Старшинова на одну смену и усадил на лавку до перерыва. А Тарасов против них всегда ставил звено Моисеева. Сидят майоровцы, сидят и моисеевцы. Зрители, руководство клуба ничего не понимают. Мне записочки шлют: «Что происходит?». А я говорю Майорову: «Спокойно, Борис, мы сейчас измотаем две ведущие тройки армейцев, а со второго периода вы будете играть через смену и разорвете их». Так и случилось: после 20 минут было 1:1, а в итоге мы разгромили ЦСКА 6:1! И было это 23 февраля, в День Советской Армии. Тренером он меня признал — уже после того, как его сняли отовсюду. Сам говорил: «Этот — тренер». А я отвечал: «Анатолий Владимирович, не надо рекламы!» Мне действительно она была ни к чему — я и без нее пять раз за сезон Тарасова обыграл», — рассказывал Карпов в интервью.