Тем не менее Иван Ревенко с супругой сталкиваются с несовершенством системы.
После заселения в паралимпийскую деревню в Париже начали поступать жалобы на условия проживания от россиян. Паралимпийцы — уникальные люди, которые не сломались перед лицом жестоких обстоятельств и продолжили борьбу за жизнь без ограничений. Кажется, если они на что-то и жалуются, значит, там правда есть проблемы.
Одним из первых с критикой выступил легкоатлет-колясочник Иван Ревенко: «Какой день бегаю, решаю вопросы по поводу матраса. Очень жесткий, болят бока. Хоть на пол ложись, на свои вещи». Спортсмен не понаслышке знает, как устроен мир проектирования и строительства изнутри и как можно было бы исправить эти нюансы в реалиях паралимпийской деревни, ведь до трагедии 11-летней давности, которая оставила Ивана инвалидом, у него было все: от перспектив развития в строительном бизнесе до большой счастливой семьи…
В 2013-м Ревенко было 27 лет. В жизни как личной, так и профессиональной все складывалось как нельзя замечательно: воспитывал с супругой двух дочерей, а еще открыл собственную строительную фирму. Молодому человеку нравилось участвовать в созидательном процессе и лично контролировать этапы реализации проектов. В один злополучный день Иван просто не удержался на крыше объекта и упал с высоты 3-го этажа. На этом все оборвалось.
Врачи диагностировали перелом и вывих поясничного позвонка и как следствие отказ нижних конечностей и органов. Это пожизненная 1-я группа инвалидности и передвижение исключительно на инвалидной коляске. Страшные слова для любого человека, в особенности того, кто всегда поддерживал активный образ жизни — Иван играл в большой теннис, с детства грезил строительством, а в этой сфере без движения никак. Но самое страшное ждало его впереди.
Жена Ревенко не была готова к новым обстоятельствам и бросила его, забрав с собой дочерей. Единственной опорой оставалась мама, но вскоре скончалась и она. Иван уже был готов опустить руки и даже задумывался о самоубийстве:
«Никого у меня тогда не осталось. Ну, старался как-то держаться — что еще делать, раз жизнь такая? Хотя мысли были всякие. Хотелось и сдаться. Но тогда подумал — а может, мне это суждено? Может, мне это дано для чего-то, чтобы добиться чего-то в этой жизни. Ведь и в таком состоянии люди живут. Взял себя в руки и попер. Сначала пошел в спортзал, который был рядом с домом. Решил, что или в спорт идти, или погибать. Там ребята меня, спасибо, приняли. Сперва там и тренировался».
Врачи, сопровождающие Ревенко во время реабилитации, скептически отнеслись к тому, что инвалид-колясочник собирается всерьез заниматься пауэрлифтингом — жимом штанги лежа. Он не жалел себя на тренировках и дошел до 90 кг штанги — с таким результатом стал чемпионом Сибири.
Тем не менее жуткая травма давала о себе знать, и не раз. Иван часто лежал в больницах и однажды встретил в таком не самом приятном антураже любовь всей жизни — будущую супругу Полину.
«Она сидела на скамейке, кому-то звонила или писала сообщение, уже не помню. Я сразу опешил, какая она красивая, на момент знакомства Полине было всего 18. Хотелось подъехать, но мысли, что на инвалида она даже и не посмотрит, останавливали. А потом решил: была-не была! Ну, не ударит же она меня», — вспоминает Ревенко их первую встречу.
Спустя всего полгода Иван и Полина узаконили отношения и с тех пор неразлучны. Но на пути к счастью их поджидало немало трудностей.
В 2018-м Ревенко понадобилась дорогостоящая операция для минимизации осложнений при его диагнозе. Иван пытался устроиться на работу, но для инвалида на бирже труда ничего достойного найти нельзя. Он подрабатывал, где только была возможность: в парке аттракционов, в такси и даже на стройке. Также тогда финансово помогли неравнодушные люди, которых зацепила история о чемпионе родом с Алтая, обладающим уникальной силой физической и моральной.
В связи с некоторыми медицинскими ограничениями пауэрлифтинг пришлось заменить на легкую атлетику — метание копья и ядра. После побед на спартакиаде Алтайского края и других крупных соревнованиях Ревенко стали называть паралимпийской надеждой Токио-2020. Несмотря на стабильные 4–5 места в мировом рейтинге, поездку в Японию пришлось пропустить, так что Паралимпиада в Париже стала первой в карьере спортсмена.
Конечно, паралимпийское золото — высшая награда для любого представителя адаптивного спорта, но есть у Ревенко и другая заветная мечта… С 2018-го они с женой безрезультатно пытаются стать родителями — органы опеки отказывают им в оформлении опекунства и тем более усыновлении ребенка из детского дома. Основанием является 1-я группа инвалидности Ивана и якобы «неблагополучный» статус такой семьи. В 2020-м супруги прошли школу приемных родителей: посещали психологические курсы, сдавали зачеты и экзамены, но по неясным причинам Полине в дипломе отказали.
Несправедливость системы доказывает, что, увы, общество все еще не готово принять людей с ограниченными возможностями на равных. Остается верить в то, что успешное выступление на главном старте четырехлетия подарит истории Ивана и Полины счастливый конец, который они точно заслуживают.
***
В Париже Ревенко победил в метании копья и стал 9-м толкании ядра.
«Никто не ждал этого золота. Но Паралимпиада — такое дело, что сюда можно приехать десятым, а уехать — первым», — признался Ревенко «Матч ТВ».