Неужели это конец?..
На протяжении двух с половиной лет участники олимпийского командника в Пекине-2022 не могли выдохнуть спокойно. Определенность не наступила даже после оглашения приговора Камиле Валиевой в январе 2024-го. Команда потеряла баллы в женском одиночном катании и опустилась на 3-ю позицию. Сборные России и Канады таким исходом были недовольны: Россия отстаивала право на золото, Канада — на бронзу. Дело дошло до апелляций с обеих сторон, и до сих пор судьба медалей находилась в руках Спортивного арбитражного суда (CAS).
Судебный процесс — это всегда долго и не всегда объяснимо, так что сценариев, как могла завершиться история, было несколько. В июле 2024-го оптимистичный настрой в борьбе за медали поубавило отклонение CAS апелляции России. Уже тогда было понятно, что мы точно без золота. Но 2 августа стало известно, что CAS отклонил и апелляцию Канады, а значит, наши фигуристы сохранят хотя бы бронзовые награды. Неужели мы дождались развязки дела олимпийского командника?..
С юридической точки зрения решение CAS является окончательным и не подлежит пересмотру ни в каких других судебных органах, поэтому, вероятнее всего, результаты не изменятся: США — с золотом, Япония — с серебром, Россия — с бронзой.
Ожидаемо, в сложившейся ситуации сборная Канады позиционирует себя жертвой. В свежем заявлении Федерация фигурного катания Канады заявила, что разочарована решением, но поздравляет золотых и серебряных медалистов из США и Японии, «выступления которых действительно достойны похвалы».
По сути, если бы ISU пересчитал баллы в женском одиночном катании без учета россиянки, то остальные фигуристки в протоколах переместились бы на строчку выше, а наша команда — на строчку ниже и стала бы 4-й, пропустив вперед как раз Канаду. Но все это гипотетические доводы канадской стороны. Регламент ISU не предусматривает порядок действия в случае дисквалификации одного из участников командного соревнования. Именно к этому апеллировал ISU при пересмотре результатов в январе 2024-го.
«ISU уверен, что логика изменения итогов командного турнира, а также подсчет баллов, по которому очки за выступления Камилы Валиевой были вычтены из итогового результата команды, являются корректными. Решение CAS касалось только срока дисквалификации спортсменки, но решение по итогам турнира было оставлено на усмотрение ISU.
Апелляция со стороны Канады оспаривает это решение и предполагает вычесть 12 баллов, будто бы Камила Валиева вообще не принимала участие в олимпийском командном турнире. ISU не согласен с этим предложением, потому что это не соответствует существующим правилам и приведет к тому, что наказана окажется сборная ROC (Олимпийский комитет России — прим.), а решение СAS это не предполагало», — обосновал позицию ISU советник по юридическим вопросам Майкл Гистлингер еще в июне 2024-го.
Репутацию главной русофобки в фигурном катании уже давно заработала себе Меган Дюамель. Олимпийская чемпионка из Канады, конечно же, не могла остаться в стороне после новостей об итоговом распределении медалей командника.
«Неудивительно [решение CAS], но какой же это удар по олимпийскому спорту и вере в олимпийское движение. Федерация Канады и фигуристы заслуживают то, что им принадлежит по праву. Представьте себе эстафету по плаванию, на которой у кого-то обнаруживают положительный допинг-тест, но команда все равно получает медаль. ЭТОГО БЫ НЕ ПРОИЗОШЛО».
Все публикации в ее социальных сетях, так или иначе связанные с россиянами, сквозят ненавистью. Удивляться этому уже не приходится, но тезис Дюамель противоречит логике ISU. Хотя к чему позиция компетентного органа — ей же виднее…
Еще фигуристка не поленилась приложить скриншот решения CAS, в котором команда ОКР обозначена как «Россия», и язвительно прокомментировать эту юридическую уступку: «Прошу прощения, но Россия не участвовала в Олимпийских играх-2022».
Но все это сейчас не имеет значения. Как бы там ни было, наша олимпийская команда осталась с медалью. Увы, не с золотом, которое заслужили при любом раскладе, но с честно заработанной бронзой.
Кажется, за месяцы разбирательств наши спортсмены свыклись с мыслью, что золото вернуть не получится. Это принятие ситуации с осадком отражает и официальное заявление ФФККР:
»…ФФККР искренне благодарит всех тех, кто боролся и отстаивал интересы наших спортсменов, тех, кто приложил все усилия для разрешения указанного дела в пользу российской команды, и тех, кто поддерживал и верил в наших спортсменов.
Вместе с тем Федерация была и остается уверенной в том, что олимпийская команда России была сильнейшей в Пекине и в полной мере продемонстрировала всю силу российского фигурного катания на коньках».
Вот как отмечает бронзу с золотым отливом Виктория Синицина:
А еще Анастасия Мишина/Александр Галлямов:
Церемония награждения фигуристов из США и Японии, оставшихся по итогу с золотом и серебром турнира, состоится 7 августа прямо в рамках летних Олимпийских игр. Россиян в Париже не ждут, но ISU выражает надежду на диалог с МОК насчет скорой передачи медалей обладателям 3-го места.
Кстати, накануне решения CAS Дюамель с умным видом рассуждала о необходимости пригласить на церемонию Канаду:
«Я думаю, что вручение медалей должно быть для ВСЕХ призеров. Канада также должна получить бронзу в Париже. Кажется странным вручать медали двум из трех призеров. Значит, когда Канада получит бронзу, у нее не будет настоящей церемонии?»
Комментарии тут излишни. К счастью, справедливость хотя бы частично осталась на стороне России.
Вся эта история вскрыла главную проблему олимпийского командника — отсутствие детализированного регламента. Вряд ли недостатки будут исправлены к Милану-2026, но вот на постолимпийском конгрессе ISU, возможно, чиновники наконец задумаются о по-настоящему важных преобразованиях.