Легенда «Магнитки».
«Я никогда в жизни не обнимал столько потных мужчин»
«Это не то, что я думал. Это намного лучше»
«Это для моей мамы и моего папы. Эй, пап, твое имя будет включено в Кубок вместе с Беливо, Ришаром, Хоу и Морисом»
«Если бы я мог пожелать что-то еще, так это то, чтобы «Виннипег» выиграл следующий Кубок Стэнли»
Это только часть цитат, которыми бросался Пол Морис на чемпионском льду Санрайза. Только что его команда обыграла «Эдмонтон» в седьмом матче, а сам тренер избавился от репутации главного лузера НХЛ. Еще немного, и он вляпался бы в историю как человек, упустивший финал со счета 3:0.
Однако вселенского позора Морис избежал и в послематчевом интервью выступил в своем стиле: шутил, был искренним и отдавал должное важным людям в своей жизни. А это не только родители, но и «Виннипег». Знаете ли вы другого такого тренера, кто в момент собственной победы желает успеха другой команде? Но Морис слишком много лет и сил отдал «Джетс».
Собственно, во «Флориде» Пол очутился после семи лет во главе «Виннипега». Это назначение было отнюдь не однозначным. Это теперь мы знаем Мориса как человека, который построил на юге США «восточный «Вегас» и доходил с ним до финала два года подряд. А вот на момент прихода в команду, за плечами у 55-летнего, на тот момент, специалиста было не так уж много достижений.
За годы в «Виннипеге» Морис добирался максимум до финала конференции. Причем на тот момент канадская команда уже имела основания засматриваться на нечто большее. Достигнув этого потолка, в дальнейшем «Джетс» только деградировали, а главный тренер добровольно подал в отставку. Тренером-чемпионом он выглядел в последнюю очередь.
Главное достижение Мориса до того, как он принял «Флориду» — выход в финал Кубка Стэнли. Вот только было это, страшно сказать, 22 года назад! Он вообще рано начал тренировать, став главным в НХЛ уже в 28 лет. Его «Каролина» во многом напоминала эту «Флориду» — она была точно так же хороша в овертаймах, а ее вратаря, несмотря на громкое имя, успели списать. В роли Сергея Бобровского в начале века выступал Артур Ирбе.
Разница в том, что после поражения с «Каролиной» от «Детройта» на следующий год «ураганы» даже не попали в плей-офф, а еще через сезон Морис наиграл на увольнение. В случае с «Флоридой» он не откатился назад, а сделал тот самый сложный и последний шаг к Кубку Стэнли. Хотя прошлым летом он сам в этом сомневался.
«В следующем году нам будет чертовски трудно пробиться в плей-офф. Это факт. Потому что это сложно. Есть хорошие команды, которые пропускают плей-офф. У нас будет несколько игроков, которые будут у нас в составе, но их не будет в нашей заявке на первый матч. Вероятно, речь идет о двух-трех месяцах. Есть несколько парней, которым потребуется от четырех до шести месяцев, чтобы восстановиться», — стелил соломку Морис.
Однако оправдания оказались излишни. «Флорида» хоть и не выиграла регулярный чемпионат, уступив эту честь «Рейнджерс», зато в финале конференции парней из Нью-Йорка одолели в блестящем стиле. До этого «пантеры» Мориса вынесли «Тампу» и «Бостон» — мощнейшие команды с большими мастерами и опытными тренерами. А в финале, пусть и не без труда, удалось остановить Макдэвида.
На протяжении всей карьеры, которая по стечению обстоятельств началась в тот же год, когда «Флорида» впервые вышла в финал Кубка Стэнли, Мориса бросало то в жар, то в холод. Яркие всплески сменялись жесточайшим разочарованием. Победы не уберегали его от увольнений. Как то будет с «Флоридой»? Станет ли эта победа тем, что закрепит 57-летнего канадца в тренерской элите? Или как уже бывало, он сам разрушит то, что годами строил? Узнаем совсем скоро.
А пока гуляет не только Санрайз и весь южный штат за исключением фанатов «Тампы», но и Новокузнецк, Новосибирск и Липецк. Города, откуда родом новоявленные чемпионы Бобровский, Тарасенко и Куликов. Каждому из них нашел оптимальное место Морис. Сергей тащил команду в роли безоговорочного первого номера. Владимир эффективно поддерживал атаки из третьего звена. Дмитрий цементировал оборону и в нужный момент совершил ключевое спасение.
А еще этой победой «Флориды» и лично Мориса может гордиться хоккейный Магнитогорск. Называть канадца воспитанником «Металлурга» можно разве что с иронией. Достижений с уральским клубом в локаутный сезон он тоже не добился, вылетев в первом раунде. Но именно сезон в КХЛ, опыт работы с российскими хоккеистами и игры на широких площадках, изменил взгляды Мориса на хоккей и психологию европейцев. Неудивительно, что капитаном его команды был русский финн, чей отец также работал в «Магнитке».