Клуб занял седьмое место в чемпионате России сезона-2022/23, каким-то чудом сохранил основных игроков, но главный актив клуба — тренер Марцел Личка — ушел на повышение в московское «Динамо». Без чешского специалиста «Оренбург» закончил минувший сезон на 12-м месте, лишь в последнем туре избежав стыковых матчей.
Президент «Оренбурга» Василий Еремякин рассказал о работе главного тренера Давида Деограсии и продолжении сотрудничества с ним, возможном изменение бюджета, трансферах «на вход» и «на выход», продлении контрактов и прорыве Лички в «Динамо».
— Нынешний сезон получился непростым для «Оренбурга», особенно если сравнивать с предыдущим. Как в целом оцените выступление команды?
— Мы изначально угадали, что этот сезон будет трудным. В связи с этим ставили задачу сохранить прописку в РПЛ, избежав стыков. Она была выполнена. Другое дело — на этом пути было много различных проблем, связанных с игрой команды, тренерскими перестановками и различными внутренними нюансами.
Мне кажется, во втором круге команда играла достойно. Несмотря на сложность, задачу мы решили.
— Как вам работа Деограсии, который, по сути, дебютировал во взрослом футболе в «Оренбурге»?
— Это было сложное решение, оно принималось очень непросто. Трезво оценивая сейчас, считаю, что мы поступили правильно. Видим плоды труда Давида, за ним есть определенная перспектива по совершенствованию игры. В этом плане мы не сомневаемся.
В контракте Давида была опция продления в случае, если он сохраняет команду напрямую (без участия в стыковых матчах — прим.) в РПЛ. (Продление) с некими условиями, например, повышение оплаты труда и прочее. В воскресенье я с удовольствием провел итоговое совещание с тренерским штабом и руководством, где объявил о пролонгации контракта с Деограсией.
— Контракт продлен на год или на другой срок?
— Да, на год.
— «Оренбургу» после окончания прошлого сезона удалось сохранить всех легионеров. Какова ситуация сейчас?
— Да, в прошлом сезоне нам удалось всех сохранить, а в сентябре я сказал, что клуб будет точно следовать контрактам футболистов, свято сохраняя их интересы и интересы «Оренбурга».
Мы сейчас занимаем простую позицию: если кто-то пожелает уйти, найдет другой клуб, принесет коммерческое предложение, то мы его примем, если оно будет выгодно для всех сторон. Мы никого держать не будем.
— Самый широко обсуждаемый вариант — переход Лукаса Веры. Наверняка к нему будет интерес в межсезонье.
— Нам неизвестно, есть ли сейчас к нему интерес. Если он принесет предложение от какого-то иностранного или российского клуба, мы его очень внимательно рассмотрим. Удовлетворим, если будет выгодно как для игрока, так и для «Оренбурга».
— Мы привыкли, что в «Оренбург» приезжает много латиноамериканцев. Будут ли летом новые трансферы из этого региона, нужно ли усиливаться на следующий сезон?
— В клубе есть футболисты, у которых заканчиваются контракты, мы сейчас ими занимаемся. Я уверен, что будут какие-то трансферы «на выход». Поэтому основательно работаем на рынке, в том числе и на латиноамериканском.
— У Адамова заканчивается аренда, и он возвращается в «Зенит». Хотели бы продлить его аренду?
— Мы бы хотели, но есть игрок и клуб, которому он принадлежит. Сам Арсен в интервью заявил, что хотел бы вернуться в «Зенит». Видимо, намерений остаться в «Оренбурге» у него нет. Если это так и мы расстаемся — большое ему спасибо, он нам здорово помог, молодец. Дай бог каждому с такой самоотверженностью отстаивать интересы команды. Если сложится так, что продолжим работать, то будем это делать на хорошем уровне.
— У Прохина и Михайлова аренды с правом выкупа, что по ним можете сказать?
— Надо оценить, остыть, понять до конца наш бюджет и возможности. Много времени это не займет, но на сегодняшний день я не готов ответить, что будет с их выкупом.
— Заканчивается контракт у Обухова, какая ситуация по нему?
— Какое-то решение будет принято, оно в процессе. Пока мы на паузе, смотрим, оцениваем.
— Вопрос по финансированию на следующий год. Оно останется таким же или как-то изменится?
— Надеюсь, что финансирование «Оренбурга» будет сохранено на таком же уровне.
— Какой матч сезона запомнился вам больше всего?
— Наверное, матч с «Уралом», который был полон драматизма и интриги с самого начала. Эта игра стала самой запоминающейся.
— Это был самый безумный сезон за последнее время? В плане борьбы как внизу, так и вверху таблицы.
— Безусловно, в предыдущих сезонах все примерно знали, кто сколько сможет набрать очков. Примерно также было и наверху.
В этом же сезоне семь команд нижней части таблицы при иных нюансах могли занять места с точностью наоборот. У многих команд менялись тренеры, все боролись по-мужски и до конца, всяческими правдами и неправдами.
— В такой борьбе еще приятнее избежать стыков?
— После финального свистка в матче со «Спартаком» поняли, что избежали стыков, напряженность пропала, но я чувствовал опустошенность.
— На что рассчитываете в следующем сезоне, что хотели бы видеть?
— Мы видим проблемы в плане комплектования. Если преодолеем их, то надеемся, что «Оренбург» будет выглядеть немножко по-другому. Футбол Деограсии отличается от футбола Лички, нам это понятно, но Давиду нужно время. Взять клуб после шести туров с одним очком и сохранить место в РПЛ — дорогого стоит.
Мы уже начали работу над комплектованием состава команды, разными другими нюансами. Предварительные наработки есть, будем пробовать их реализовать. Одно дело желание, но оно не всегда совпадает с возможностями.
Ряд футболистов уйдет, безусловно. Надеемся, что сумеем чем-то удивить на трансферном рынке. Смогли же удивить два года назад, когда вдруг в «Оренбурге» каким-то боком появились аргентинцы. Все смотрели с удивлением, а сейчас многие пошли по нашему пути. Даже с точки зрения тренеров, например, испанец Морено в «Сочи».
— Вы рады за Личку, который долгое время работал в «Оренбурге», затем перешел в «Динамо» и был близок к победе в чемпионате?
— Конечно рад. Нас с Марцелом связывает длительная совместная работа. В свое время мы с (Дмитрием) Андреевым привели его в Первую лигу. Из-за решения привести иностранца в ФНЛ нас не критиковал только ленивый. Тогда это был нонсенс для всех.
Тем не менее тогда почувствовали, что Личка — человек слова, человек дела. На следующий день после церемонии вручения наград по итогам сезона РПЛ открыл телефон, и там была фотография от Марцела — он с наградой «Тренер года». (Фото) было подписано словами благодарности в мой адрес, с любовью к «Оренбургу». Позже мне прислали его выступление, где он тепло вспоминает нас в своей речи. Это вдвойне приятно.
Важно, что Личка оставил след не только в футбольной составляющей клуба. Не менее ценно то, что он показал себя как очень душевный человек, высочайшей культуры, умный во всем.
Нам повезло, что мы посмотрели, как работает Личка, и увидели, как можно по-другому относиться к тренировочному процессу, к взаимоотношениям внутри коллектива. Я человек возрастной, а Марцел годится мне, можно сказать, в сыновья. Но я с большим удовольствием наблюдал за ним, его тактичностью, образованностью. В то же время, если он в чем-то уверен, он обязательно это делает.
Возможно, «Оренбургу» особо нечем хвалиться в футболе, мы маленький клуб. Но два тренера топовых команд — Владимир Федотов и Личка — начинали строить карьеру у нас. Они состоялись в «Оренбурге», мы всегда будем этим гордиться.